На сегодня муниципальная реформа, в ходе которой малые населенные пункты объединяются в муниципальный округ, лишаясь администрации, но становясь муниципальным или городским округом близлежащего крупного населенного пункта — одна из актуальных проблем региона.
Среди актуальных проблем значится и другая — языковая реформа. С принятием нового закона отменено обязательное изучение детьми родных языков в республиках. Но одновременно закон позволяет изучение родных языков по желанию родителей на всей территории Российской Федерации. Однако инициатива абсолютно бумажная. По факту директора краевых и областных школ, где ребенок намеревается изучать родной нерусский язык оправдываются отсутствием учителя. По факту учителей в таких населенных пунктах достаточно, однако школьное руководство просто не хочет их искать. Учитывая то, что, порой, физику или химию в школе может преподавать трудовик или физрук, то поиск и наем человека, который владеет национальным языком — никакой сложности не составит. Нужна лишь политическая воля.
Преподавание черкесского языка особенно актуально в школах Предгорного, Кировского, Курского, Минераловодского, Андроповского, Кочубеевского районов Ставропольского края, а также городах Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск и других, где доля черкесского населения достаточно высока в связи с соседством с Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками. Один преподаватель на населенный пункт — достаточная мера, позволившая бы обеспечить равноправной заработной платой учителя и решить проблему изучения черкесского языка в школах этих районов. Аналогично в восточных районах краях, где достаточно велика численность детей из ногайских, чеченских, даргинских, кумыкских, ингушских, аварских и других семей.
Сегодня графа «Родной язык» в школьной программе детей Ставропольского края по намерению директоров школ и учителей заполняется дополнительными уроками русского языка. Таким образом, дети Ставропольского края, братья и сестры которых проживают в соседних республиках, чувствуют себя ущемленными ввиду незнания и неизучения языка на Ставрополье. Фактически маленький черкес в школе края изучает 3 раза в день уроки «Русского языка» и 2 раза в день — «Родного языка (Русский язык)». Хотя на его месте у детей республиканских школ преподается «Родной язык (адыгэбзэ)».
Как Вы понимаете, несмотря на то, что о языковой реформе говорят уже больше года, ни руководитель КБР Казбек Коков, ни глава КЧР Рашид Темрезов с Владимиром Владимировым эту животрепещущую для своего народа тему не обсуждали.
Желаем мудрости и благоразумия руководителю Ставропольского края в разрешении такого важного для семьи народов Кавказа вопроса.