Может ли японец стать французом? Два года назад фильм Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки» покорил сердца зрителей, получил Золотую пальмовую ветвь, был отмечен коллегами: от Оскара до Азиатской киноакадемии... и открыл многие двери перед режиссёром. И какую дверь, вы думаете, выбрал Корээда?
В российский прокат выходит его новый фильм - ПРАВДА (La vérité, 2019) - первый созданный за пределами Японии, а именно во Франции. Кажется, любой режиссёр в глубине души мечтает стать хоть немножко французом. Азиатские режиссёры сейчас в авангарде, так же как были в своё время французские. А если замиксовать одно с другим? Огонь! Так, видимо, думали продюсеры. А что получилось на самом деле?
Получился тихий и поэтичный фильм. «Правда» - под таким названием французская кинозвезда Фабьенн (Катрин Денёв) выпускает свои мемуары. С названием готова поспорить ее дочь-сценаристка (Жюльет Бинош), которая, приехав из США с мужем - актером сериалов (Итан Хоук) и дочкой, не нашла в книге ни слова правды - по крайней мере, о себе.
Здесь нет фейерверка твистов, как в «Магазинных воришках», но есть та же душевность, мудрость и глубокая любовь к людям, которых у Корээды не отнять. И если в прошлый раз он исследовал тему любви, то в этот раз на повестке дня — правда и ложь - во всех проявлениях. От того, что мы намеренно утаиваем и избирательности нашей памяти до искусства, где всё одновременно и правда, и неправда.
Искусство или жизнь? Корээда сталкивает их лбами, ставит своих героев перед драматическим выбором между ними, и заставляет нести ответственность за этот выбор. А потом вдруг смотрит под другим углом и мы понимаем, что жизнь и искусство неотделимы и между ними невозможно провести границу, они в вечном движении перетекают друг в друга. И всё, что происходит мерцает разными правдами, на разных промежутках времени своих, а сила вовсе не в правде а... в любви. И здесь, Корээдо верен себе.
© Лена Сатера
Искусство драматургии, как способ творить свою жизнь - подписывайтесь на мой telegram-канал!