Высокий (1,98 метра), статный, красивый — ему просто на роду было написано играть царей, полководцев, рыцарей. И их в творческой биографии актера Николая Черкасова немало. Достаточно сказать, что одного лишь «рыцаря печального образа» Дон Кихота он сыграл в своей жизни целых пять раз. Он буквально сроднился с этим персонажем, настолько близким ему, что даже последними словами актера перед уходом из жизни были: «Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай…»
Со своим первым Дон Кихотом Николай Черкасов встретился на сцене петроградского Мариинского театра. Вообще, в его жизни было четыре театральных Дон Кихота и один кинематографический. В 1919 году 16-летний Николай поступил в Мариинский на должность мимиста. И это было для него величайшим счастьем, так как театр этот он боготворил. «Мариинский театр, самые очертания этого здания, его оркестр, его сцена, его голубой зал, затянутый бархатом, сверкающий позолотой, — все это представлялось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недосягаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь для избранных», — вспоминал актер впоследствии. В балете «Дон Кихот» Черкасов дублировал актера, исполнявшего партию рыцаря из Ламанчи в сцене с ветряными мельницами.
В 1923 году Николай Черкасов был принят одновременно в Институт сценических искусств и Институт экранного искусства. Он выбрал первый, по окончании которого стал артистом Театра юного зрителя.
В кино актер дебютировал в 1927 году, сыграв циркового клоуна в картине «Его превосходительство». Настоящая популярность пришла к нему в 1936 году, после того, как все увидели его в образе профессора Жака Паганеля в картине «Дети капитана Гранта». Ну а вскоре пришла для Черкасова пора царей, князей, баронов. Начал он с царевича — в фильме «Петр Первый» сыграл царевича Алексея. В 1938 году вышел «Александр Невский», где Черкасов исполнил роль князя Александра Невского. В 1942 году в картине «Его зовут Сухэ-Батор» актер появился в образе барона фон Унгерн-Штернберга.
В 1944 году Сергей Эйзенштейн пригласил Николая Черкасова на роль царя Ивана Грозного в свою знаменитую картину «Иван Грозный».
Вообще, Николай Черкасов был из породы тех актеров, которые отдаются своей работе полностью. Роль захватывала его целиком, он жил ей, думал, созидал, творил, искал. В 1957 году он в очередной и уже в последний раз сыграл Дон Кихота в фильме «Дон Кихот». Его партнером по фильму был Юрий Толубеев, он играл верного оруженосца — рыцаря Санчо Пансу. Вот что вспоминал актер о работе с Черкасовым: «Он был великий труженик. Помню съемки у Козинцева. Это был пятый Дон-Кихот в творческой биографии Черкасова. Казалось, можно быть уверенным в себе, можно позволить себе расслабиться — выручит профессиональная память. Но Черкасов искал новые краски в знакомом образе. Он стремился придать ему трагическое звучание… Съемки фильма проходили в Крыму, но не на побережье, а посреди раскаленного пыльного плато. Солнце палило, как на экваторе, но оператору не хватало света, и целый ряд огромных пылающих дигов окружал съемочную площадку. Каюсь, в такой обстановке думалось об одном: скорее отсняться — и в спасительную прохладу тента, под вентилятор. Но Черкасов надевал на себя металлические, обжигающие тело доспехи и дубль за дублем искал нового, не похожего ни на своих прежних, ни на каких других трагического Дон-Кихота. Он просто не умел работать вполсилы, увлеченный постоянным поиском».