Найти в Дзене
Реймон. о кино

Броненосец "Потемкин", или как агитка изменила историю кино.

Введение Немой фильм Броненосец "Потемкин" был снят в 1925 году гением советского кино - Сергеем Эйзенштейном. Ему выпала нелегкая задача, выпустить фильм к 20-летию первой русской революции. Время было ограничено восемью месяцами, а на руках был лишь сценарий, который нужно было сократить под столь короткий период съемок. Сценарий, до его сокращения, был крайне обширен и представлял собой всю историю революции, разделенную на несколько эпизодов, начиная от русско-японской войны и заканчивая боями в Москве. Стараясь сократить сроки съемок Эйзенштейн выбрал эпизод восстания на броненосце и значительно расширил его, сделав тем самым из небольшого отрывка полноценный фильм. Сюжет Сюжет фильма основан на реальных событиях восстания на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический" в 1905 году. При этом история восстания была очень сильно переделана ради пропаганды и слаженности повествования, что не замечается в моей статье. Самой сильной сценой фильма по праву является расстрел на лестнице
Оглавление

Введение

Слегка отредактированный мною плакат А. Родченко фильма "Броненосец Потемкин" для Всемирной выставке в Париже 1926 год.
Слегка отредактированный мною плакат А. Родченко фильма "Броненосец Потемкин" для Всемирной выставке в Париже 1926 год.

Немой фильм Броненосец "Потемкин" был снят в 1925 году гением советского кино - Сергеем Эйзенштейном. Ему выпала нелегкая задача, выпустить фильм к 20-летию первой русской революции. Время было ограничено восемью месяцами, а на руках был лишь сценарий, который нужно было сократить под столь короткий период съемок.

Сценарий, до его сокращения, был крайне обширен и представлял собой всю историю революции, разделенную на несколько эпизодов, начиная от русско-японской войны и заканчивая боями в Москве. Стараясь сократить сроки съемок Эйзенштейн выбрал эпизод восстания на броненосце и значительно расширил его, сделав тем самым из небольшого отрывка полноценный фильм.

Сюжет

Сюжет фильма основан на реальных событиях восстания на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический" в 1905 году. При этом история восстания была очень сильно переделана ради пропаганды и слаженности повествования, что не замечается в моей статье.

Знаменитая сцена с поднятием красного флага как символ революционной борьбы.
Знаменитая сцена с поднятием красного флага как символ революционной борьбы.

Самой сильной сценой фильма по праву является расстрел на лестнице. Равнодушны марш царских солдат, перепуганная толпа, мать с погибшем ребёнком на руках, которая просит солдат прекратить пальбу, коляска с ребёнком, спускающаяся по лестнице, все это вызывает настоящие переживание, жалость и ненависть. Сцена, разумеется, была придумана специально для фильма, но выглядит настолько живо, что многие люди воспринимали эти кадры чуть ли не как документальные.

Так чем же так цеплял фильм?

Отсюда появится справедливый вопрос: что такого сделал автор, что в правдивость отображенных на экране событий многие верили и как эта работа повлияла на индустрию кино? Ну, во-первых это отказ от театрализованных (полурисованных, картонных) декораций в пользу реальных городских видов и максимальной реалистичности при вынужденной съемке в декорациях. Во-вторых это отсутствие грима у актеров и их внешняя некрасивость, если театральные и киноактеры до этого фильма применяли много грима, то в Броненосце такого не наблюдается, даже наоборот, внешность актеров ухудшена, чтобы зрителю, предполагаемому простому работяге, было легко ассоциировать себя с ним. По итогу получилось даже лучше, ведь не только рабочие начинают симпатизировать восставшим морякам.

Для сравнения вот декорации в Потемкине 1925 года и в Кабинете доктора Калигари 1920 год.

Сцена построения моряков (декорация палубы броненосца).
Сцена построения моряков (декорация палубы броненосца).
Кабинет доктора Калигари (картонная декорация городской улицы).
Кабинет доктора Калигари (картонная декорация городской улицы).

Также даю пример грима актеров.

Грим в Кабинете доктора Калигари
Грим в Кабинете доктора Калигари
И грим в броненосце Потемкине
И грим в броненосце Потемкине

Именно такой, более приближенный к жизни, подход к съемке дал понять зарубежным режиссерам, что для достижения более ярких впечатлений у зрителя нужно отходить от театральных заветов, вроде рисованных декораций, обилия грима и переигрывания к более приземленной, реалистичной манере съемке, образец которой мог дать только коммунист, снимающий страсти простых рабочих.

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца!

Подпишитесь на недавно созданный мною канал и пишите свою здравую критику в комментариях.

Свои предложения пишите в мой телеграмм.