Произведения искусства — вещи хрупкие, ХХ век не пожалел многие из них. В числе уничтоженных работ были и картины Густава Климта. Сегодня поговорим о произведениях венского художника, которые больше не доступны зрителям — мы знаем их только по репродукциям.
А на лекции «Густав Климт: страсть и золото» узнаем, как художник, напоминавший неуклюжего медведя, стал создателем самых изысканных и эротичных женских образов.
Подруги, 1916
Климт называл страсть к женщинам своей единственной вредной привычкой. Как художник он исследовал женскую чувственность во всех её проявлениях, например, в «Подругах» он раскрыл табуированную тему лесбийской любви. Эту работу купил покровитель Климта Август Ледерер, и в 1945 году она погибла в пожаре, устроенном нацистами в замке Иммендорф. Эта же судьба постигла картины, о которых пойдёт речь ниже.
Шуберт за пианино, 1899
В 1898 году промышленник Николаос Думбас заказал Климту две картины для украшения музыкальной комнаты в своих венских апартаментах. На одной из них художник изобразил своего любимого композитора, Франца Шуберта. Хотя Шуберт умер за 70 лет до создания картины, слушательницы изображены в костюмах конца XIX века. Одна из них, слева от композитора, — Мария Циммерман, возлюбленная Климта и мать двоих его детей.
Бадгаштайн, 1917
Австрийский курорт Бадгаштайн в начале ХХ века стал местом отдыха автрийской интеллигенции: здесь бывали, например, Фрейд и Шуберт. Климт тоже любил проводить в Бадгаштайне весенние месяцы вместе с семьей Флёге.* Здесь он написал этот пейзаж с отелями эпохи модерна: например, десятитажный гранд-отель «Европа» был одним из самых роскошных и современных зданий во всей Австро-Венгрии.
*Семейство Флёге — друзья Климта. Модельер Эмилия Флёге была музой и возлюбленной художника.
Факультетские картины, 1893–1907
В одном из предыдущих писем мы рассказывали, что публика не приняла картины, которые Климт написал для Венского университета, — «Философию», «Медицину», «Юриспруденцию». Работы, которые признали порнографическими, в итоге выкупил всё тот же Ледерер. Позднее нацисты отвезли их в замок Иммендорф вместе с другими конфискованными произведениями искусства.
Панно для дворца Стокле, 1905–1909
Работы Климта для дворца Стокле сохранились, и шанс их увидеть ещё есть. Но семья Стокле не пускает к себе туристов и фотографов, так что остаётся только ждать, что хозяева станут более гостеприимными. Климт выполнил для столовой дворца триптих «Ожидание — Древо жизни — Свершение». Технику мозаики художник позаимствовал из византийского искусства, которое вдохновило его на работы золотого периода. Центральный сюжет — древо жизни — собирательный символический образ, взятый из Библии и скандинавской мифологии. Образ влюблённой пары из «Свершения» позже повториться в знаменитом «Поцелуе».
Лекция «Густав Климт: страсть и золото»
На лекции окунёмся в атмосферу Вены рубежа XIX и XX веков. Увидим, как Климт превратил австрийский модерн в золотую сказку, и узнаем, что всё-таки важнее — женщина или пейзаж. Поговорим о музах Климта и выясним, за что академики ругали полотна великого австрийца.