Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) – русский живописец, баталист. Не столько прославлял военные подвиги, сколько раскрывал тему войны как бесчеловечную и несправедливую бойню. На основе зарисовок и этюдов с натуры он создал особый жанр документально-этнографической живописи.
Самые значительные работы: «Апофеоз войны» (1871), «Смертельно раненый» (1873), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1974-1976), «Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879), «Побежденные. Панихида» (1877-1879), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897).
1. Родился в городе Череповце тогда еще Новгородской губернии. Его родители унаследовали шесть деревень в Вологодской и Новгородской губерниях и около 400 душ крепостных крестьян.
2. В 1858 году на фрегате «Камчатка» воспитанник Морского кадетского корпуса в Петербурге В. Верещагин побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо, откуда привез запрещенные в России сочинения А. И. Герцена. Но сдав выпускные экзамены в корпусе, Верещагин, несмотря на отказ отца поддерживать сына материально, поступает в Академию художеств.
3. За академическое задание – написать картину на античный сюжет «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» - получает Малую серебряную медаль, но сам все это называет «чепухой» и уничтожает работу.
4. Известность художнику принесла «Туркестанская серия» картин – результат пребывания в Средней Азии в 1867-1970 годах (хотя сами картины этой серии писались в Мюнхене в 1871-1873 годах). Верещагин в чине прапорщика принял участие в войне с эмиром бухарским, защищал крепость в Самарканде в течение нескольких дней, за что и получил орден Святого Георгия 4-й степени.
5. Самая знаменитая картина «Туркестанской серии» (вернее, входящего в эту серию цикла «Варвары») – «Апофеоз войны» - навеяна не собственными впечатлениями автора, а очень популярными в начале 50-х годов 19 в. лекциями профессора Т. Н. Грановского, который рассказывал о пирамидах из черепов, оставляемых в завоеванных землях Тимуром (или Тамерланом). На раме картины художник написал: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим!».
6. В 1874 году первым из русских художников Верещагин отправляется в Индию, где пробыл два года и привез около 150 этюдов. В это время в России разгорается спровоцированный академиком Н. Л. Тютрюмовым скандал: Верещагина обвиняют в том, что он пишем свои картины не сам, а «компанейским способом»…
7. В 1877-1878 годах на Балканах художник добровольцем участвовал в Русско-турецкой войне, давшей пищу для «Балканской серии» картин, которую в 1880 году в Петербурге за полтора месяца посмотрели около двухсот тысяч человек. Во время сражения под Плевной погибает его брат Сергей, а сам Верещагин во время боевых действий получает тяжелое ранение, после которого все равно возвращается на поле брани… Только одна картина серии – «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (среди окружения Скобелева художник изобразил и себя) – посвящена победе, да и то на переднем плане – не торжествующие военные, а трупы русских солдат… Оригинал триптиха о последних часах жизни замерзающего часового «На Шипке все спокойно!» не обнаружен до сих пор.
8. После «Балканской серии» Верещагин работает над большим циклом картин на евангельские сюжеты, решенных как бытовые сцены. В России эти «домашние» картины запретили выставлять, а в Европе их резко осудила католическая церковь.
9. Почти 17 лет Верещагин писал серию из двадцати полотен «1812 год», но закончить ее так, как хотел, не получилось: не хватило средств… Проживая в собственном домике в Нижних Котлах под Москвой, он тем не менее успел попутешествовать по Северу России, по Крыму и Кавказу, дважды совершить поездку в Америку, побывать вновь в Индии, а также в Сирии, в Палестине, на Филиппинах, на Кубе, в Японии.
10. 31 марта 1904 года вместе в адмиралом С. О. Макаровым Верещагин погиб в Порт-Артуре, находясь на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на японской мине. Как вспоминают очевидцы, до последней минуты художник не прекращал делать зарисовки…
Источник: Тайна горы черепов : 10 интересностей о жизни и творчестве Василия Верещагина // Ступени вологодские. – 2003. – № 1 (42). – С. 16.