Найти тему

Тайна горы Василия Верещагина

 «Апофеоз войны» (1871)
«Апофеоз войны» (1871)

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) – русский живописец, баталист. Не столько прославлял военные подвиги, сколько раскрывал тему войны как бесчеловечную и несправедливую бойню. На основе зарисовок и этюдов с натуры он создал особый жанр документально-этнографической живописи.

Самые значительные работы: «Апофеоз войны» (1871), «Смертельно раненый» (1873), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1974-1976), «Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879), «Побежденные. Панихида» (1877-1879), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897).

1. Родился в городе Череповце тогда еще Новгородской губернии. Его родители унаследовали шесть деревень в Вологодской и Новгородской губерниях и около 400 душ крепостных крестьян.

2. В 1858 году на фрегате «Камчатка» воспитанник Морского кадетского корпуса в Петербурге В. Верещагин побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо, откуда привез запрещенные в России сочинения А. И. Герцена. Но сдав выпускные экзамены в корпусе, Верещагин, несмотря на отказ отца поддерживать сына материально, поступает в Академию художеств.

3. За академическое задание – написать картину на античный сюжет «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» - получает Малую серебряную медаль, но сам все это называет «чепухой» и уничтожает работу.

4. Известность художнику принесла «Туркестанская серия» картин – результат пребывания в Средней Азии в 1867-1970 годах (хотя сами картины этой серии писались в Мюнхене в 1871-1873 годах). Верещагин в чине прапорщика принял участие в войне с эмиром бухарским, защищал крепость в Самарканде в течение нескольких дней, за что и получил орден Святого Георгия 4-й степени.

5. Самая знаменитая картина «Туркестанской серии» (вернее, входящего в эту серию цикла «Варвары») – «Апофеоз войны» - навеяна не собственными впечатлениями автора, а очень популярными в начале 50-х годов 19 в. лекциями профессора Т. Н. Грановского, который рассказывал о пирамидах из черепов, оставляемых в завоеванных землях Тимуром (или Тамерланом). На раме картины художник написал: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим!».

6. В 1874 году первым из русских художников Верещагин отправляется в Индию, где пробыл два года и привез около 150 этюдов. В это время в России разгорается спровоцированный академиком Н. Л. Тютрюмовым скандал: Верещагина обвиняют в том, что он пишем свои картины не сам, а «компанейским способом»…

7. В 1877-1878 годах на Балканах художник добровольцем участвовал в Русско-турецкой войне, давшей пищу для «Балканской серии» картин, которую в 1880 году в Петербурге за полтора месяца посмотрели около двухсот тысяч человек. Во время сражения под Плевной погибает его брат Сергей, а сам Верещагин во время боевых действий получает тяжелое ранение, после которого все равно возвращается на поле брани… Только одна картина серии – «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (среди окружения Скобелева художник изобразил и себя) – посвящена победе, да и то на переднем плане – не торжествующие военные, а трупы русских солдат… Оригинал триптиха о последних часах жизни замерзающего часового «На Шипке все спокойно!» не обнаружен до сих пор.

«Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879)
«Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879)
«На Шипке все спокойно!» (1878–1879)
«На Шипке все спокойно!» (1878–1879)

8. После «Балканской серии» Верещагин работает над большим циклом картин на евангельские сюжеты, решенных как бытовые сцены. В России эти «домашние» картины запретили выставлять, а в Европе их резко осудила католическая церковь.

9. Почти 17 лет Верещагин писал серию из двадцати полотен «1812 год», но закончить ее так, как хотел, не получилось: не хватило средств… Проживая в собственном домике в Нижних Котлах под Москвой, он тем не менее успел попутешествовать по Северу России, по Крыму и Кавказу, дважды совершить поездку в Америку, побывать вновь в Индии, а также в Сирии, в Палестине, на Филиппинах, на Кубе, в Японии.

10. 31 марта 1904 года вместе в адмиралом С. О. Макаровым Верещагин погиб в Порт-Артуре, находясь на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на японской мине. Как вспоминают очевидцы, до последней минуты художник не прекращал делать зарисовки…

Источник: Тайна горы черепов : 10 интересностей о жизни и творчестве Василия Верещагина // Ступени вологодские. – 2003. – № 1 (42). – С. 16.