Найти тему

Российский рынок E-commerce

Сравнение маркетплейсов Ozon, Wildberries и Беру с точки зрения продавца.

Если вы являетесь продавцом товара массового потребления и до сих пор ничего не слышали про электронные маркетплейсы, то после прочтения этой статьи в вашем сознании многое изменится, ведь это лучший канал продаж для любого массового b2c-товара.

Что же нам говорит Википедия о маркетплейсах?

Маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса.

В целом маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг. Один и тот же товар зачастую можно купить у нескольких ритейлеров, при этом цена на товар может отличаться.

Любая платформа представляет собой какую-либо ценность только в случае набора критической массы пользователей с разных сторон, продавцов с одной, покупателей соответсвенно с другой. Чем больше пользователей, тем большую ценность платформа предоставляет для них. Например, Иван Иванов из Иванова производит мед, у него есть все соответсвующие сертификаты, соответсвие стандартам качества и прочее, но в ритейл ему пока сложно зайти, а вот платформа электронной коммерции ему идеально подойдет. Чем больше зарегистрированных пользователей на платформе, тем выше у Ивана продать свой мед. А пользователи хотят иметь право выбора и на полках электронного магазина, поэтому, чем больше продавцов, зарегистрированных на платформе, тем больше выбор для покупателей. Все просто и понятно.

На данный момент крупными игроками на рынке являются Aliexpress, Ozon, Wildberries и Беру. Про работу с Aliexpress будет отдельная статья. Сегодня мы сравним 3 платформы с точки зрения продавца по 6 критериям.

1.Как начать продавать? Регистрация

Общие правила для всех площадок:

- Продавцом на маркетплейсах России может стать только юридическое лицо. Так что при работе с любой платформой начнется с регистрации ИП или ООО. Если у вас уже есть юр.лицо, то вам надо убедиться в том, что у вас есть электронная цифровая подпись.

  • Электронный документооборот (ЭДО). Так как на электронных маркетплейсах представлены сотни тысяч наименований товаров, тысячи поставщиков, то вести бумажный документооборот просто нецелесообразно. В основном платформы работают через компанию Диадок ( https://www.diadoc.ru/ ) Поэтому для начала вам придется познакомиться с принципами работы в этой системе.
  • Заполнить анкету « Стать поставщиком» на сайте платформы.
  • После того, как вашу кандидатуру одобрили, подписывается доковор с маркетплейсом в уже знакомой нам системе ЭДО.
  • Только после подписания договора вы можете начать загружать свой товар и сертификаты на платформу ( кроме Беру.ру).

Быстрее всего вы можете стать продавцом на Ozon. Процесс регистрации на Wildberries займет у вас больше всего времени, приготовьтесь к заполнению множество длинных форм, которые иногда повторяются. В отличии от других платформ для регистрации на Беру.ру вам будет необходим сайт, после заполнения всех форм, в том числе и товаров, прайс-лист и так далее вы можете получить отказ после этапа рассмотрения заявки.

2. Личный кабинет

Ozon-овский личный кабинет (ЛК)– самый удобный, простой и понятный из всех. На Wildberries в ЛК очень много лишних функций, среди которых легко потеряться, а в Беру.ру их наоборот пока не хватает.

3. Склад. Отгрузка товаров.

В этом пункте Беру.ру явно опережает конкурентов, так как склады у них на аутсорсе и их достаточно, работают прекрасно. На втором месте Ozon. Удаленность складов от города, долгие часы оформления товара. Доверия складские службы Wildberries не вызывают, товар часто не могут иденфицировать по каким-то причинам, после чего товары списывают в «обезличку»За 1 единицу обезлички Wildberries берет 100 руб за дополнительную обработку. Товары путают, клиенты получают совершенно не то, что заказывали, а это влияет на вашу репутацию.

4.Комиссия

В этом пункте опять побеждает Беру, здесь комиссия самая низкая от 5 до 13%. На Ozone от 15 до 18% в среднем. На wildberries комиссия недавно была снижена c 38% до19% , но все равно выше конкурентов. Более того, теперь логистические расходы ложатся на плечи партнеров от части. Если Ваш товар заказали за транспортировку в одну сторону вы платите 33 руб., а с учетом того, что клиенты Wildberries часто любят отказываться от заказов после примерки, то обратный путь до склада обратно тоже оплачивается за ваш счет, итого 66 руб. за попытку продать товар.

5. Оплата

Еще одним плюсом Беру.ру является скорость перевода средств после совершения продажи. Деньги появляются день-в-день на вашем расчетном счету. Но стоит отметить, что Беру от своего имени часто проводят акции, дают возможность клиентам оплатить до 90% товаров бонусными баллами «Спасибо», и как вы уже наверное догадались, вам переводят только ту сумму, которую покупатель оплатил реальные деньгами, а вот остальную часть вам придется возвращать, оформляя акт о возмещении средств, который необходимо в двух экземплярах отправить в центральный офис Беру до 15 дня соответствующего месяца, иначе свои деньги вы не получите. У Ozon выплаты происходят 2 раза в месяц, а в Wildberies для еженедельных выплат необходимо достичь определенного уровня оборота, который изменчив.

6. Объем продаж

Wildberries на территории РФ обеспечивает больший объем продаж чем ozon, Беру пока еще не набрал достаточную массу пользователей, поэтому вы рискуете потерять деньги за хранение товара на их складах до реализации товара

Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Используйте новые цифровые каналы продаж для увеличения прибыли!