Найти в Дзене
Sufferineve

Почему не стоит бояться ЕГЭ

Оглавление

Через пару месяцев уже начинается досрочная сдача ЕГЭ для отдельных категорий граждан, основную же массу экзаменующихся "кошмар" ждет в начале июня.

Я сдавал ЕГЭ 11 лет назад, если мне не изменяет память это был то ли первый, то ли второй год официального внедрения этого экзамена на обязательном уровне. Разумеется это предполагало достаточно маленькую накопленную базу знаний по этому вопросу, да и интернет в те времена еще не был развит так как сейчас. С одной стороны это негативно сказывалась на прогнозировании, но с другой - было достаточно трудно встретиться и с паническими статьями нынешнего времени.

Кроме получения аттестата об образовании, многим ЕГЭ требуется так же и для поступления в ВУЗ. К числу этих многих относился и я, однако обучение в ВУЗЕ закончено не было и поэтому, спустя несколько лет, повзрослев и пересмотрев приоритеты, я решил попробовать поступить в ВУЗ снова. И для этого мне снова придется отправиться на ГИА-11, вместе с миллионами школьников, чтобы повторить подвиг и набрать достаточное число баллов для поступления.

Я выбрал четыре экзамена - русский\математику\биологию\обществознание
Я выбрал четыре экзамена - русский\математику\биологию\обществознание

И поэтому, будучи одним из экзаменующихся, я бы хотел немного проанализировать ситуацию, успокоив и себя и прочих.

ЕГЭ как выпускной экзамен

Стоит понимать, что ЕГЭ в первую очередь это экзамен, который оценивает прохождение школьной программы, причем (далее станет понятно почему) оценивает очень лояльно.

На этом сайте есть очень понятная шкала по всем предметам, я возьму лишь русский и математику, как требуемые для аттестата.

Для получения аттестата:
→ Русский язык - 24
→ Математика - 27

И таблица перевода первичных баллов в 100-балльную систему.

Математика, из 32 первичных
Математика, из 32 первичных
Русский, из 58 первичных
Русский, из 58 первичных

Воспользовавшись калькулятором можно определить, что для математики достаточно набрать 19% первичных (что равно 27% вторичных) баллов, а для русского языка и того меньше - 17% первичных (или 24% вторичных). Это менее 1/5 первичных баллов, то есть в пятибалльной системе это оценка 1 (единица), ЕГЭ же выпустит вас из школы и назовет человеком со средним образованием.

И даже с такой планкой ЕГЭ-2019 по математике не осилили 6,7% (!), а по русскому языку - 0.6%. И если вторая цифра еще с натяжкой может быть объяснена волнением, ошибками при заполнении и прочими внеобразовательными вещами, то вот первая пугает своими размерами - при переводе в людей это равняется ~24 тысячам человек. Но не смотря на это МинОбр все равно ставит планку по математике немного выше, чем для русского языка, хотя и средние баллы для этих предметов сильно различаются - 69.5 для русского языка и 56.5 для математики.

При всем при этом можно с уверенностью сказать - если уроки хотя бы просто посещались, минимальные баллы не набрать невозможно (знаниями). Эти 6 и 10 первичных баллов показывают не уровень 11 класса, а примерно 7. И мне страшно представить себе практически взрослого человека, который не способен посчитать 10% от 500 или ошибиться в слове "налоги", впереди его ждет работа и ФНС.

Поэтому тем, кому поступление не интересно, беспокоиться не стоит - учись они на 15 лет раньше и попади на финальное школьное сочинение, вот тогда бы их ожидали проблемы с пятибалльной системой и фактически 40+% необходимых первичных баллов (то есть тройкой) для получения аттестата. А сейчас? Халява.

ЕГЭ для поступление в ВУЗ

Вот тут ситуация уже немного сложнее. Но не ужасна, как многие думают.

Если реально оценивать свои силы и не рваться в топовые ВУЗы страны (откуда потом можно со свистом вылететь), то при сдаче трех экзаменов средний балл для фактического (не на момент подачи документов, а в списке на зачисление) зачисления на бюджет в средний московский ВУЗ, в зависимости от специальности, где то 180~220, если разделить на 3, то выйдет по 60~75 баллов. Много? Ну для тех кто не уверен, что получит аттестат конечно много, но для человека, планирующего получать высшее образование это более чем обычный результат.

Например, возьмем данные по русскому, математике и биологии.

Математика
Математика
Русский
Русский
Биология
Биология

Снова провернем подсчет процентов и получим (математика\русский\биология) - 37,5~53,1%%/60~79,3%%/58,6~77,5%% первичных баллов. При переводе в пятибалльную это соответственно ~очень слабая тройка/четверка, стремящаяся к пятерке/четверка. Звучит не очень страшно для, повторяю еще раз, человека планирующего получение высшего образования. При этом, разумеется, не требуется набирать средние баллы по каждому предмету - можно выхватить 20 лишних вторичных баллов по профилю и опустить планку для двух других еще ниже (хотя куда уж ниже, высшее образование же).

И опять идем на сайт с результатами и смотрим средние баллы за эти предметы в прошлом году.

Русский язык 69,5
Математика профиль 56,5
Биология 52,2

То есть в среднем, сдающие ЕГЭ, без проблем поступают в ВУЗы. Не в МГУ разумеется, но цель же образование получить, а не элитную корочку. Я, правда, несколько озадачен столь низким средним баллом по биологии, относительно прочих, рискну предположить, что ее сдают по принципу "ну я люблю животных, сдам биологию" и заваливают средний балл.

Но есть и некоторые подводные камни. Например, система пересчета баллов из первичные во вторичные не линейна, а в некоторых случаях вообще вызывает недоумение.

Рассмотрю на себе - я отлично сдал свой первый ЕГЭ по математике (сейчас вряд ли получиться найти статистику, насколько помню был выше 99.5%) и планирую показать аналогичные результаты и на этот раз, при этом я не особо дружу с русским языком и никогда ранее не готовился к биологии. И соответственно моя стратегия поведения - выехать максимально за счет именно математики. Но человек, ответственный за перевод баллов, решил видимо подшутить - никак иначе я назвать это не могу, и сделал так.

Я понимаю там крайне сложные последние задачи, но три лишних балла, которые не учитываются?
Я понимаю там крайне сложные последние задачи, но три лишних балла, которые не учитываются?

Если картинка не понятна, то я объясню - прогрессия перевода баллов замедляется, и если за 19% первичных баллов получалось 27% вторичных (33% рост) для, кхм, не мотивированных поступать, то например 80% первичных баллов это 92% вторичных (15% рост). И если сначала разница между каждым вторичным баллом была в 5-6 пунктов, то в конце она уже двигается к 1-2. А это означает более высокую конкуренцию на ~равных позициях (разница в 10 вторичных баллов равна диапазону 23-28 первичных из 32), где отрыв между условно сильным и условно средним в математике будет не очень большим.

В случае с русским языком и биологией прогрессия более равномерная (хотя тоже есть места с необоснованным замедлением), вероятно по причине большего количества первичных баллов и более равномерного их распределения по заданиям. Когда в математическом ЕГЭ начальная часть слишком уж простая, а конечная действительно сложная, задания в двух других просто двигаются скорее тематически, нежели по сложности.

Тем не менее, статистика говорит о том, что если в школе происходил процесс обучения (а не пребывания), а перед ЕГЭ еще и была произведена любая дополнительная подготовка (курсы/дополнительные занятия/зубреж/прочее), то нет абсолютно никакой причины беспокоиться о том, что высшее бюджетное образование в России для вас закрыто. Беспокоиться стоит о том, что ЕГЭ и школа к этому самому высшему образованию не готовит, и большинство абитуриентов попадает в абсолютно новую для них среду. Часть из них обнаруживает, что для получения, например, специальности маркетолога им неожиданно требуется линейная математика и теория вероятностей, другая часть не справляется с необходимостью самоорганизации, а еще некоторая группа людей вообще использует вышку как средство от службы в армии. И все эти люди свободно набирают минимально необходимые для поступления баллы.