В этой статье, я буду говорить об одном мною любимом животным. Я буду говорить об образе волка в славянской мифологии.
И так, Волк, не реже чем Медведь, традиционно считается символом русской нации. Но если Медведь – это больше некий символ государственности, то Волк – это главный символ, непокорности и свободы русского человека. У славян волкам принадлежал не один культ. Волкам посвящено множество сказок, легенд и сказаний. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение.
· В славянской мифологии волк так же тесно связан с собакой. Согласно поверьям волки находятся в подчинении лешего, который кормит их как “своих собак”. Нужно признать, что отношение к образу волка менялось в зависимости от исторического контекста. На основании этого можно сделать выводы о том, что образ волка не случаен в культуре восточных славян и занимает в ней одно из важнейших мест.
Культ Волка очень древен и сложен. Вероятно, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было много рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки на открытых пространствах засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой волк в народном представление стал связываться с плодородием; другой же причиной могло быть древнейшее представление тучи в образе волка.
При этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве; так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю", и т.д.; а детей, собирающих в поле рвать колоски и васильки, предостерегали: "В хлебе сидит волк, - он разорвет вас на кусочки", "Смотрите, придет ржаной волк и вас съест" и т.п. В некоторых местах считалось даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, сам такой сноп изредка называли "Ржаным волком".
Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний сохранились и поныне в сказках и легендах, где волк, между прочим, является одним из самых честных персонажей. Даже некоторые старославянские имена связывались с волком; например, имена типа Волк, Вук и уменьшительное Вучко, Хорт и пр.
Как существо сверхъестественное, причастное к миру Богов и Духов, волк в народных поверьях наделялся даром всевидения (он и в русских сказках предстаёт обычно если не всеведущим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем). Помимо этого ему традиционно приписывались функции посредника между "этим" и "тем светом", между людьми и богами или нечистой силой, вообще силами иного мира; так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на "том свете", а при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. Также напомню, об одной из способностей Огне-бога, быть посредником между Богами (миром Прави) и людьми (миром Яви), и в основном ипостасью в мире явленном Бога Семаргла – был крылатый волк, Симуран.
Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный , чужой зверь из мира мертвых. Помянувший, страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду ( некоторые считают что всё это, доказательства образа оборотня — наполовину человека, наполовину зверя).
Но лично, на мой взгляд, сам зверь был настолько обожествлённым, священным, так как сакральная связь образа волка была связана с обществом и мироустройством славянских народов, ведь у многих из них сохранились отголоски Культа Волка. А поводу появления сказаний о волкодлаках, я считаю, связано с волчьими культами среди воинов (у славян были невероятно сильные и свирепые воины - рыкари. Они сражались полуобнаженными, завернутыми в волчьи или медвежьи шкуры и стоили целого войска по своей силе и свирепости).
Время Волка по поверьям, считается середина зимы, а цвета его — серый, белый и черный. Также отмечу, что существует множество оберегов и талисманов, связанных с этим зверем. Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами и лечебными средствами. Так, например, волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезаются зубы; Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. Волчий хвост иногда носили при себе от болезней, порчи и пр.: а знахари могли использовать его, на ряду, с волчьими лапами, для ворожбы и чародейства. Оберегом для простых людей могло даже служить само упоминание или имя волка (например, о появившемся на свет телёнке говорили: "Это не телёнок, а волчонок", пологая, что после этого волк примет теленка за одного из своих щенят и не тронет его во время летнего выпаса.).
В народных приметах, Волк, пробежавший мимо деревни, перебежавший дорогу или встретившийся в пути, предвещал обычно удачу, счастье т благополучие; но волк, забежавший в деревню считался приметой неурожая. Множество волков появившихся в окрестностях деревни, сулило войну; вой волков предвещал голод, а вой их под жильем - войну или сильный мороз, осенью - дожди, а зимой – метели.
Пословицы и поговорки, связанные с волками:
· Волку зима за обычай.
· Волк каждый год линяет, а все сер бывает.
· Дешево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает.
· Кабы волк заодно с собакой, так человеку и житья бы не было.
· Волком родясь, лисицей не бывать.
· Волка ноги кормят ( и многие другие).