Найти тему
ГИПОТЕЗЫ И ФАКТЫ

История поморов

Определение "поморы" в документах появляется с начала XVI века, а в речи бытовало и раньше. Поначалу оно относилось к жителям южного побережья Мурманского полуострова и Кондопожской губы. Да и до сих пор продолжаются споры о том, всех ли жителей Беломорского побережья и прилегающих районов считать поморами.

Поморы отличаются от великороссов и обликом, и диалектом, и бытом - отличия не слишком, может быть, разительные, но всё же до сих пор существуют.

В начале II тысячелетия на Белое море пришли русские поселенцы из новгородских и верхневолжских земель и застали широкую землю и широкое море, кормившее здешних саамов и карелов, не слишком, может быть, щедро, но мяса и рыбы хватало всем. Пришельцы, где смешались со старожилами, где поделили берег, а где и потеснили коренных жителей.

Беломорье состояло в новгородском подданстве, а когда московский великий князь Иван III и потом царь Иван IV Новгород разгромили, перешли эти земли под московских воевод.

Ворзогоры - поморское поселение на берегу Белого моря.
Ворзогоры - поморское поселение на берегу Белого моря.

Селились здесь русские, как правило, кучно: начинали с починка (одной-двух изб на месте поваленного и сожженного леса). А затем вырастали волостки, деревни, посады, усолья, слободы, сёла - самые разные поселения, и у каждого, подобно людям, свой норов и свои правила. Со временем разнообразие уходило, так что к началу XIX века остались только деревни, сёла да посады. Ну и, конечно, города и монастыри. Интересно, что в посёлках и городах всё было деревянным - дома, тротуары, даже дороги. Из камня строили лишь монастыри. Об основании Соловецкого монастыря (XV век) местное предание говорит: "Поморы других старцев (монахов) выгоняли, а толвуйский Зосима Савватия подговорил - да они сходили в Новгород. Дали им войско в охрану, они и поселились. Потом каменный монастырь выстроили".

С XV-XVII веков монастыри начали скупать земли вокруг и заселять их русскими из более южных районов. Скупали, а то и захватывали даже море. М. М. Пришвин, путешествовавший в этих местах в 1907 году, рассказал, как поморы, приняв его за важное начальство - а он был членом Государственной думы по фотографическому отделению, - просили разделить море между ними и монахами, отобравшими самые лучшие тони (удобные для рыбной ловли места).

-3

Поморье дало пристанище ещё одной группе поселенцев. Здесь со второй половины XVII века - начала раскола церкви - укрывались старообрядцы. Собственно, поморы-монахи Соловецкого монастыря тоже отказались признать Никоновскую реформу и долго сопротивлялись царским войскам. Лишь при помощи измены монастырь был взят стрельцами, а монахи замучены пытками и казнены.

С соседями (кроме монахов) старообрядцы уживались: образ жизни тот же, работа таже, одно отличие - вина старообрядцы-поморы не пьют, табака не курят. Разве что, могут бросить щепотку в море вместо других жертв водяному (нечисть любит табак).

А море стало для здешних жителей кормильцем, ведь скудная северная земля и суровый климат не дают простора земледельцам. Родятся только ячмень, рожь, огородные культуры, дикие ягоды и грибы, остальное завозится со стороны или добывается в море.

1 января на берегу увешивали ёлку морожеными рыбинами и возили по селу. Такой обычай существовал, конечно же, недаром.

Главной и наиболее ценной беломорской рыбой была сёмга, но и треска, и сельдь давали хороший доход. В начале XIX века рыболовецкая компания выдавала поморам, ведшим для неё промышленный лов сельди, почётные знаки - изображение селёдки из меди, - которые носили на кафтане.

Поморы на промысле.
Поморы на промысле.

Из морского зверя здесь охотились на белуху, тюленя ("зайца"), на Новую Землю ходили бить моржей. Необходимость совместной охоты надолго удержала здесь общинные формы, большую семью. Мужчины-родственники иногда составляли целую охотничью артель. Несколько лодочных артелей, отправлявшихся на промысел моржа, назывались "котляна" - от "общий котёл". Поскольку условия охоты определяли и её орудия, и методы, то одних только кораблей на Беломорье было невероятное разнообразие. В 1714-1715 годах Пётр I запретил строить лодьи старых типов, заменив их европейскими образцами: галиотами, гукрами, катами. Петровские администраторы переусердствовали, и в 1719 году царь получил жалобу от поморов о том, что для мореплавания им велят строить речные лодки эверсы. Ошибку Пётр милостиво исправил, разрешив оставить старые карбасы, соймы, кочи, но если кто новые станет делать, то лодки рубить, а хозяев "с наказанием ссылать на каторгу". Впрочем, как и многие указы Петра, этот впоследствии не выполнялся, и поморы сами стали перенимать у соседей, например, у скандинавов, удобные корабли. Так появилась в этих местах норвежская ела ("йола") - лёгкое парусное судно.

Поморский флот.
Поморский флот.

Вероятно, самый распространенный вид рыбацкой лодки - карбас, он же "поездник". "Поездовать" на поморском диалекте значит "ловить рыбу". Узкая речная лодка называется "поездница", и про жителей деревни Варзуга на Терском берегу была даже сложена поговорка: "Фараон на колеснице, варзужане в поезднице".

Для прибрежных людей главная дорога - море. Может быть, поэтому во времена парусных судов родилось на Терском берегу название для приезжего - "ветреный человек", то есть пришедший с попутным ветром.

Приезжие же здесь были не в диковинку. Ещё в XVI веке на ежегодную ярмарку, открывавшуюся в Петров день (29 июня по старому стилю) в становище Кегор на западном Мурмане, съезжались и окрестные жители, и купцы из Западной Европы. А позднее на ярмарках в Архангельске и в других городах встречались русские, саамы, карелы, скандинавы, англичане... До петровских завоеваний на Балтике Белое море было "окном в Европу", единственным морским путём России. На карте голландского купца Исаака Массы (начало XVII века) помечена каждая деревушка на северных реках, такие селения Белого моря, как "Варзига" (Варзуга), "Каскарава" (Кашкаранцы), "Кандалакс" (Кандалакша) и другие до наших дней дожившие поморские посёлки.

И поморы плавали в другие страны. В XIX веке даже сложился особый язык из смеси русских и норвежских слов, названный норвежцами "моя-по-твоя". Теперь и этот говор исчез. Ушли и многие "досельные", старинные слова из поморского говора, вытесненные штампованной речью. И всё же можно ещё услышать живое, ёмкое поморское слово.

-6