Один из самых частых вопросов от владельцев бизнеса звучит так: "А сколько мне необходимо оставаться первым лицом, если мы будем строить правильную структуру?".
И ответ часто вызывает у них разочарование. Ведь он не чудесный и не подразумевает мгновенного освобождения от ежедневных обязанностей.
Причем, ответ этот очень прост. Оставить бизнес в руках топ-менеджмента можно только тогда, когда сам научился управлять.
И причина проста. Для того, чтобы не вмешиваться в оперативное управление, самый главный должен не только очень хорошо понимать, как оно происходит, но и иметь возможность вмешаться в процессы в случае форс-мажора.
А эта возможность появляется только в том случае, если сам владеешь мат частью на таком уровне, чтобы твое вмешательство не разрушило текущие процессы.
То есть, нужно хорошо знать и архитектуру принятия решений в компании, и показатели, на которые ориентируется менеджмент, и управленческие процедуры, и многие другие аспекты своего бизнеса.
И кроме того, нужно самому владеть правилами управления людьми. И нужно это по двум причинам. Во-первых, каждое вмешательство владельца в решение проблем должно вызывать благодарность менеджмента, а не злость от того, что их решения были оспорены. А во-вторых, каждое такое вмешательство должно быть образцом управленческих действий для всех, кто вовлечен в процесс управления.
Так что, владелец компании должен быть подготовленным управленцем, который может и своим примером показать как руководить, и проконтролировать как руководят его подчиненные.
Иначе бизнес становится той самой рыбой, которая гниет с головы. В нем появляются "незаменимые", власть которых держится не на умении, а на лояльности к ним владельца. И старые кадры, страшась изменений, давят инициативы новых сотрудников. Да и вообще любые инициативы. А вместо взаимного уважения, в топ-команде царит атмосфера непрерывных интриг и разборок, цель у которых одна - показать владельцу собственную правоту и неправоту коллег.
А нужно, чтобы с головы бизнес рос и развивался. И для этого первое лицо должно управлять процессами управления.
Однако есть и другая сторона медали, о которой я рассказываю в этом видео: