Существует распотранённое заблуждение, что первый сигнал SOS был подан с терпящего бедствие “Титаника”. Однако это не так. Трагедия “Титаника” случилась 15 апреля 1912 г., и к тому моменту сигнал SOS прозвучал в радиоэфире уже не один раз. Многие считают, что это аббревиатура от "Save Our Souls" / "спасите наши души", но на самом деле этот сигнал выбран исключительно из-за удобства его передачи на азбуке морзе. Сигнал SOS (... _ _ _ …) был утверждён как международный сигнал бедствия на радиотелеграфной конференции в Берлине 3 ноября 1906 г. До принятия единого стандарта использовались различные сокращения для сообщений о необходимости помощи, в частности CQD использовавшееся судоходной компанией Marconi. Первым подтверждённым радиосигналом SOS является сообщение, поданное с американского судна “Araphoe”, вынужденного дрейфовать из-за отказа двигателей 11 августа 1909 г.
А вот действительно самый первый сигнал бедствия подал не кто-нибудь, а сам изобретатель радиотелеграфа Александр Степанович Попов. Дело было так. В ноябре 1899 г. возле острова Гогланд (Балтийское море, недалеко от берегов Финляндии) сел на мель броненосец “Генерал-адмирал Апраксин”. Самостоятельные попытки сняться с мели к успеху не привели, на помощь была вызвана подмога. Спасательная операция занимала много времени и на Балтийском море начал вставать лёд. Для помощи при спасении броненосца был вызван недавно построенный арктический гигант - ледокол “Ермак”.
Для проведения спасательных работ нужна была связь с командованием находившимся в Санкт-Петербурге, но телеграфной линии на острове в тот момент не было. Тогда и было принято решение пригласить Попова с его инновационным изобретением. Попов несколько дней налаживал беспроводной телеграф, и, по счастливому стечению обстоятельств, радиоприёмник заработал именно в тот момент, когда он был необходим. Первым сообщением из Санкт-Петербурга пришла тревожная новость: недалеко от острова Гогланд от берега оторвалась льдина, уносящая с собой в море 50 финских моряков. Попов принял сообщение и передал его капитану ледокола “Ермак”. “Ермак” тут же выдвинулся на помощь и успешно спас рыбаков. Таким образом, 6 февраля 1900 г. был подан первый в мире радиосигнал бедствия.