Многообразие русского костюма поражает и мы продолжаем говорить о традиционном головном уборе.
Вы уже немного знаете о кокошнике, сегодня мы расскажем вам о косынке-головке.
Этот элемент женского национального костюма был распространен в Поволжье, в 19 в.
Часто встречался не только в среде замужних горожанок, но и в среде зажиточных крестьянок.
Расшивали лобную часть и углы в технике шитья "по карте", то есть по картону. При этом золотная нить не вдевалась в иглу и не проходила сквозь ткань. Рисунок наносили на картон, вырезали и затем каждый фрагмент рисунка прикладывали к шелку и обвязывали золотной нитью. Получался красивый, выпуклый узор.
Материалы были различные: золотные нити, бить, канитель, трунцал.
Узор вписывался плотно. На треугольные платки по двум сторонам пришивали бахрому из металлических нитей.
Нижегородский писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский) в романе «На горах» так описывает этот головной убор:
Старухи все в синем, с темными матерчатыми, затканными золотом головными платками; молодицы в ситцевых и шелковых сарафанах с яркими головками, а заневестившиеся девицы в московских сарафанах с белоснежными рукавами и с цветными платочками на головах.
Носили головку с городским или сарафанным комплексом поверх повойников (специальная шапочка замужней женщины, которая закрывает волосы) или как самостоятельный головной убор.
Нижегородские головки разошлись по всей России и были известны даже в Сибири.