Найти тему
Вадим Слуцкий. Люди

Как помочь ребёнку выучить стихотворение

Стихи – это иногда не столько литература, сколько музыка. А нормальное литературное развитие происходит тогда, когда ребёнок сначала становится писателем, а уже потом – читателем.

О том, как помочь ребёнку выучить стихотворение, родители задумываются обычно только тогда, когда в детскому саду готовится какой-нибудь праздник, или уже тогда, когда он учится в школе и злая, жестокая учительница задала выучить какой-нибудь стих наизусть. Боюсь, что это не самое главное в жизни. Если ваше чадо поэзии не любит и не понимает её прелести, то заучивать поэтические произведения для него всегда будет наказанием. А раз так, никак нельзя сделать, чтобы запоминание стихов ему давалось легко и быстро. Мучился – и будет мучиться.

В том-то и дело, что проблема тут другая. Как сделать так, чтобы малыш полюбил стихи?

Стихи - это вам не проза
Стихи - это вам не проза

Что такое «стихи» и за что мы их любим

«Стихами» называется ритмизированная речь. То есть это искусство, находящееся на границе между музыкой и литературой. Ритм – средство музыкальной выразительности. Между тем, он-то и играет решающую роль в поэзии.

Чего бы стоило всем известное произведение А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…», если бы мы, читая текст, не ощущали завывания вьюги. Или «Вересковый мёд» Р.-Л.Стивенсона: вроде бы обычная история из каких-то мрачных средневековых хроник – но как трагически красиво звучит ударный ритм, нагнетая напряжение, делая создание шотландского барда драматичным и глубоким.

Именно умение наслаждаться мелодией, музыкальностью поэтической речи лежит в основе любви к стихам.

Вспомним Корнея Чуковского. Он отмечает (в своей книге «От двух до пяти»), что совсем маленькие дети обожают декламировать. Причём, никто их этому не учил. Никто ещё не пытался знакомить их с поэзией.

Правда, их декламация взрослых часто раздражает, так как кроха способна часами громко повторять – даже, скорее, выкрикивать – такие, например, вирши:

Пуси-пуси-пуси-пуси!

Пуси-пуси-пуси-си!

Сюси-сюси-маламуси,

Сюси-сюси-сюси-си!!!

Заметьте: дитё не только самостоятельно упражняется в декламировании, хотя ему от роду, может, чуть больше года, но и само уже и сочиняет. Новый Пушкин, практически!

А что, нам, взрослым, данный текст не нравится – ну, знаете! О вкусах ведь не спорят! А малышу зато – очень нравится!

Нам стоит сделать из этого один практический вывод. А именно.

Маленьких детей в стихах первоначально привлекает именно ритм! А вот содержание им абсолютно до лампочки. См. пример выше (про сюсей).

Значит, с детьми можно читать и заучивать исключительно стихи с чётким, звонким, нравящимся малышам ритмом.

Какие стихи выбирать

Чадо растёт. Возникает проблема подбора книг для него. В том числе и поэзии.

Что выбирать?

Прежде всего, нужно быть очень осторожными с так называемой «детской литературой».

Вроде:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

А кошка – это кошка.

У кошки шесть котят.

Цитированные выше строки – это практически классика. То есть – это ещё из лучшего. И вот такими виршами полон книжный рынок. Почему-то взрослым кажется, что детям нужна такая зарифмованная дребедень, бессмысленная (и, кстати, беспощадная – по отношению к своим юным читателям) и бессодержательная.

На самом деле, писать про кошечек, белочек, зайчиков – для детей не стоит. Пустая трата времени. Это им неинтересно – это только взрослым интересно. Это такая «детская литература для взрослых».

На самом деле детям нужна настоящая, хорошая поэзия, талантливая и полнокровная. С яркими образами, глубиной и тонкостью чувств – и хорошей музыкальностью. И необязательно именно для детей написанная.

Берите классику.

И ещё. Читайте то, что нравится вам самим.

И ничего не объясняйте! Ни единого слова. Ну, разве что чадо само попросит.

Это не урок в школе. Нужно увлечь, заразить, показать, как это интересно.

Это делается голосом, эмоциями. А объяснения только мешают.

Ну а всё-таки, если…

Ну а всё-таки, если малышу нужно-таки выучить стишок ко Дню защитника отечества, для подготовки к празднику в детском саду. Как помочь?

Запомнить легче то, что хорошо понятно и связано с конкретными образами и личным опытом.

Допустим, нужно выучить «Бородино» Лермонтова.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Это кто говорит? Видимо, мальчик. Может, тот, кого он спрашивает, и впрямь его дядя. А, может, он его так только называет («дяденька» – это же обращение к любому взрослому мужчине). Представляем себе картину: седой ветеран, усатый такой, со шрамом – и восторженный мальчишка.

А почему «спалённая пожаром»? Рассказываем про пожар Москвы, показываем картинки.

Апеллируем к личному опыту. Ты же видел огонь? Помнишь?

Какому это «французу» она отдана? Как его имя, фамилия? Где прописан? Нет, видимо, это т.н. синекдоха: речь обо всех французах, всей французской армии.

Дальше: «кивер чистил, весь избитый…» Это чего такое? Что он чистил? Поверьте, трудно запомнить подобное, если ты совершенно не понимаешь, о чём речь. Это как фраза на чужом языке. Вот и покажите картинку – кивер этот самый – поговорите о том, почему он «избитый», почему его чистить надо.

И так далее – по тексту. Помогаем представить, ощутить, прожить.

А зубрить – не надо.

Пусть ребёнок прочтёт ещё 2-3 раза и вам расскажет. Будут ошибки: запомнит – исправит. Расскажет ещё раз.

Не надо критиковать и ругать, если процесс идёт трудно. Наоборот, хвалите за каждую удачу.

И всё получится.