Стихи – это иногда не столько литература, сколько музыка. А нормальное литературное развитие происходит тогда, когда ребёнок сначала становится писателем, а уже потом – читателем.
О том, как помочь ребёнку выучить стихотворение, родители задумываются обычно только тогда, когда в детскому саду готовится какой-нибудь праздник, или уже тогда, когда он учится в школе и злая, жестокая учительница задала выучить какой-нибудь стих наизусть. Боюсь, что это не самое главное в жизни. Если ваше чадо поэзии не любит и не понимает её прелести, то заучивать поэтические произведения для него всегда будет наказанием. А раз так, никак нельзя сделать, чтобы запоминание стихов ему давалось легко и быстро. Мучился – и будет мучиться.
В том-то и дело, что проблема тут другая. Как сделать так, чтобы малыш полюбил стихи?
Что такое «стихи» и за что мы их любим
«Стихами» называется ритмизированная речь. То есть это искусство, находящееся на границе между музыкой и литературой. Ритм – средство музыкальной выразительности. Между тем, он-то и играет решающую роль в поэзии.
Чего бы стоило всем известное произведение А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…», если бы мы, читая текст, не ощущали завывания вьюги. Или «Вересковый мёд» Р.-Л.Стивенсона: вроде бы обычная история из каких-то мрачных средневековых хроник – но как трагически красиво звучит ударный ритм, нагнетая напряжение, делая создание шотландского барда драматичным и глубоким.
Именно умение наслаждаться мелодией, музыкальностью поэтической речи лежит в основе любви к стихам.
Вспомним Корнея Чуковского. Он отмечает (в своей книге «От двух до пяти»), что совсем маленькие дети обожают декламировать. Причём, никто их этому не учил. Никто ещё не пытался знакомить их с поэзией.
Правда, их декламация взрослых часто раздражает, так как кроха способна часами громко повторять – даже, скорее, выкрикивать – такие, например, вирши:
Пуси-пуси-пуси-пуси!
Пуси-пуси-пуси-си!
Сюси-сюси-маламуси,
Сюси-сюси-сюси-си!!!
Заметьте: дитё не только самостоятельно упражняется в декламировании, хотя ему от роду, может, чуть больше года, но и само уже и сочиняет. Новый Пушкин, практически!
А что, нам, взрослым, данный текст не нравится – ну, знаете! О вкусах ведь не спорят! А малышу зато – очень нравится!
Нам стоит сделать из этого один практический вывод. А именно.
Маленьких детей в стихах первоначально привлекает именно ритм! А вот содержание им абсолютно до лампочки. См. пример выше (про сюсей).
Значит, с детьми можно читать и заучивать исключительно стихи с чётким, звонким, нравящимся малышам ритмом.
Какие стихи выбирать
Чадо растёт. Возникает проблема подбора книг для него. В том числе и поэзии.
Что выбирать?
Прежде всего, нужно быть очень осторожными с так называемой «детской литературой».
Вроде:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
А кошка – это кошка.
У кошки шесть котят.
Цитированные выше строки – это практически классика. То есть – это ещё из лучшего. И вот такими виршами полон книжный рынок. Почему-то взрослым кажется, что детям нужна такая зарифмованная дребедень, бессмысленная (и, кстати, беспощадная – по отношению к своим юным читателям) и бессодержательная.
На самом деле, писать про кошечек, белочек, зайчиков – для детей не стоит. Пустая трата времени. Это им неинтересно – это только взрослым интересно. Это такая «детская литература для взрослых».
На самом деле детям нужна настоящая, хорошая поэзия, талантливая и полнокровная. С яркими образами, глубиной и тонкостью чувств – и хорошей музыкальностью. И необязательно именно для детей написанная.
Берите классику.
И ещё. Читайте то, что нравится вам самим.
И ничего не объясняйте! Ни единого слова. Ну, разве что чадо само попросит.
Это не урок в школе. Нужно увлечь, заразить, показать, как это интересно.
Это делается голосом, эмоциями. А объяснения только мешают.
Ну а всё-таки, если…
Ну а всё-таки, если малышу нужно-таки выучить стишок ко Дню защитника отечества, для подготовки к празднику в детском саду. Как помочь?
Запомнить легче то, что хорошо понятно и связано с конкретными образами и личным опытом.
Допустим, нужно выучить «Бородино» Лермонтова.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Это кто говорит? Видимо, мальчик. Может, тот, кого он спрашивает, и впрямь его дядя. А, может, он его так только называет («дяденька» – это же обращение к любому взрослому мужчине). Представляем себе картину: седой ветеран, усатый такой, со шрамом – и восторженный мальчишка.
А почему «спалённая пожаром»? Рассказываем про пожар Москвы, показываем картинки.
Апеллируем к личному опыту. Ты же видел огонь? Помнишь?
Какому это «французу» она отдана? Как его имя, фамилия? Где прописан? Нет, видимо, это т.н. синекдоха: речь обо всех французах, всей французской армии.
Дальше: «кивер чистил, весь избитый…» Это чего такое? Что он чистил? Поверьте, трудно запомнить подобное, если ты совершенно не понимаешь, о чём речь. Это как фраза на чужом языке. Вот и покажите картинку – кивер этот самый – поговорите о том, почему он «избитый», почему его чистить надо.
И так далее – по тексту. Помогаем представить, ощутить, прожить.
А зубрить – не надо.
Пусть ребёнок прочтёт ещё 2-3 раза и вам расскажет. Будут ошибки: запомнит – исправит. Расскажет ещё раз.
Не надо критиковать и ругать, если процесс идёт трудно. Наоборот, хвалите за каждую удачу.
И всё получится.