Эта статья посвящена памяти моего хорошего заочного знакомого, замечательного военного лётчика, впоследствии инструктора, подарившего радость полёта некоторому количеству спортсменов, человеку очень талантливому и... всё-таки до обидного мало пожившему.
Он был "воином-интернационалистом", учившим наших вьетнамских товарищей побеждать хорошо вооруженных и натренированных американских лётчиков, и сам неоднократно совершал боевые вылеты.
Как известно, война во Вьетнаме стала самым большим позором американских военных в 20-ом веке, и уже не секрет, что одержать в ней победу силам коммунистического Северного Вьетнама не в последнюю очередь помогла особо не афишируемая, но существенная помощь Советского Союза.
Наши военные, возвращаясь, привозили с собой нехитрые сувениры, пробковые шлемы, воспоминания (которые мой друг не дописал и не успел, к сожалению, издать), нехитрые куплеты, вроде этого:
"В 6 часов вечера после войны
ты на свиданье со мной приходи,
у памятника Марксу тебя я буду ждать,
кусок от F-105-го под мышкою держать"
и, конечно же, анекдоты:
— Вот в кабине МиГа три кнопки. Первую нажмёшь, если в бою будет плохо. Вторую нажмешь — когда совсем плохо. А если совсем-совсем хреново будет — нажимай третью!
Идёт воздушный бой. Вьетнамца догоняют американские самолёты. Он нажал первую кнопку — МиГ резко ускорился. Американцы выпустили ракеты. Он нажал вторую кнопку — МиГ сделал противоракетный маневр. Но тут раз! — сверху ещё звено американцев в атаку на него заходит. Он жмёт третью кнопку и слышит сзади:
— Ну-ка, дружок, от штурвала отодвинься, ща мы их уделаем…
Американские пилоты научились бояться вьетнамских зениток (расчеты которых прошли советскую выучку), вьетнамских лётчиков (за штурвалом мог оказаться какой-нибудь товарищ Ли Си Цын), но, как оказалось, повелители неба научили бояться себя и американских моряков.
"Чудеса рукотворны" (из неопубликованных воспоминаний автора одного такого чуда)
Вьетнам, 29 июля 1967 года. Утречко задалось как всегда. Зыбкая прохлада ночи таяла вместе с подъемом солнца. В Тонкинском заливе примерно в 150 км от побережья уже 5-тые сутки бултыхался "Форрестол", авианосец военно-морских сил США, отправляя каждый день на бомбежку весь свой арсенал.
"Форрестол"цель большая с хорошим конвоем. Прорваться к нему группой дело не простое и смертельно опасное. В головах у нас бродили всякие шальные мысли накрутить хвоста американцам, но увы, возможностей МиГарей для этого было маловато. Радужных мечтаний по поводу ущерба для авианосца мы не имели, что что мы можем сделать одними пушками?. Да и добраться до него, это вам не семечек погрызть.
Пришло решение, просто нагло нахамить. Подойти на предельно малой высоте, на предельной для этой высоты скорости, в принципе было реально, тем более, что легкий МиГ в умелых руках, просто нереальная цель для тяжелых фантомов. Пальнуть с одного захода из пушек и свалить на фиг. При подходе на такой скорости даже боекомплект полностью не успеем отстрелять. Полет на ПМВ над морем, это штука очень серьезная. У летчика возникает физиологический эффект "затягивания" - потеря чувства высоты и создаётся огромная опасность неверным движением вогнать самолет в воду.
Но мы парни лихие - море нам по колено.
Решили - сделали. Вылетели парой. С подвесными баками от Ханоя к побережью прошли в экономном режиме, на малой высоте в нескольких метрах друг от друга. Оставалось 150 км воды. "Форрестол" готовился к операции, потому самолеты РЭБ работали на полную катушку. Мы разогнав свои истребители пошли над водой немного растянув строй. Ведомый, наблюдая ведущего, имел хороший ориентир по высоте и имел возможность ведущем подсказывая ему высоту. Выйдя на полной скорости, мы обнаружили, что самолеты поднимают столб воды ударной волной. Это было не хорошо. Начали плавно снижать скорость, чтобы исключить демаскирующий фактор. Марево моря хорошо скрывало нас уже через километр, а вот буруны выдали бы с головой.
Теперь оставалась задача найти "Форрестол". Хотя любой авианосец штука весьма большая, найти его в море - задача нетривиальная. Помочь нам должны были разведчики - рыбацкие суденышки, которые несколько дней подряд наблюдали за пролетом авиа групп американцев. Они должны были развернуться так, чтобы нос их указывал примерное направление на авианосец. 4 судна подряд направленные носом в одну сторону, и немного удачи сделали своё дело: мы подошли к "Форрестолу" примерно в 10:50. Суда охранения отошли от него на приличное расстояние, так как поднималась ударная авиагруппа.
Шуруя в 20 метрах над водой видеть над головами взлетевшие фантомы было крайне не уютно. Судя по количеству взлетевших, а выпускают сначала группу поддержки, был шанс на хамскую атаку.
Прикинув дистанцию, зашли с правого борта и дали несколько коротких очередей из наши 23 мм пушек. Болтало, конечно, несусветно. Попасть практически не реально, но "русский авось" никто не отменял. Плавно отворачиваем к берегу и замечаем, что на "Форрестоле" что-то хорошо так задымило. Ого - попали.
Вернулись на базу без приключений. Налетов с "Форрестола" в этот день не было, да и больше не могло быть. Как мы впоследствии узнали, там было все серьезно: похоже, один из наших снарядов угодил в двигатель ракеты стоящего на палубе Фантома. Двигатель взорвался и ракета своей боевой частью попала в готовящиеся ко взлету бомбардировщики Скайхоки, что вызвало детонацию их взведенных в боевое положение бомб.
Американцы потеряли около 170 человек в результате взрыва и пожара, а сам авианосец был выведен из строя. Официальная версия американцев - самопроизвольный запуск ракеты. Ну да, конечно, мы не в претензии.
Из материалов Википедии: На флоте авианосец получил прозвища «Zippo» и «Forrest Fire» («лесной пожар») из-за многочисленных инцидентов с возгораниями на корабле, наиболее трагический из которых (29 июля 1967 года) унёс 135 жизней. Произошёл самопроизвольный запуск ракеты с одного из самолётов в результате случайного статического разряда. Выпущенная ракета, попав в один из стоящих на палубе самолётов, привела к началу серии взрывов боеприпасов и топлива, находящихся на верхней палубе. Возникший пожар продолжался 14 часов.
И я даже несколько лет переписывалась с этим "случайным статическим разрядом".
Мне бы очень хотелось верить в "придуманное индусами переселение душ", в частности в то, что мой замечательный товарищ, которого я видела только на фото, не исчез совсем, а стал большой хищной птицей (именно хищной, потому что военные самолёты - это хищные железные птицы) и парит где-нибудь в свободном небе... Доброй охоты!