Ученые давно говорят о пользе музыки для мозга и способности к обучению. Сегодня мы узнаем, что об этом говорят норвежские преподаватели нейробиологии Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе в своей книге «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект».
Польза музыки для детей
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок посещал музыкальную школу. Помимо очевидных плюсов – развития слуха и чувства прекрасного – есть еще один. Дети, которые учатся музыке, лучше выполняют аудио-задания. Это связано с тем, что они умеют слушать и быстро вычленять нужные звуки из общего шумового фона. Это так называемый эффект коктейльной вечеринки. Также детям с музыкальным образованием легко различать малейшие нюансы тона и узнавать эмоции.
Это доказало исследование, проведенное в бедных районах Лос-Анджелеса в 2014 г. Ученые приобщили местных школьников к занятиям музыкой. Через год был обнаружен интересный нейрофизиологический эффект: у детей улучшилась способность различать взрывные звуки, которые отвечают за распознавание границ слов и предложений. В частности, умение хорошо различать эти звуки полезно при изучении иностранного языка. Начинающим всегда трудно понять, где заканчивается одно иностранное слово и начинается второе. Но опыт и индивидуальная способность к различению звуков помогают быстрее овладеть незнакомым языком.
Занятия музыкой усиливают это умение. Причем положительный результат был достигнут даже у тех испытуемых, которые достигли возраста 14-15 лет, то есть не учились музыке с детства.
Музыка и речь
Музыка имеет много общего с речью. Мозг человека обрабатывает их одинаково, за распознавание того и другого отвечает зона Брока в левой лобной доле.
Также и музыка, и речь имеют мелодию. Ее называют, соответственно, музыкальной или речевой. Музыканты одинаково хорошо распознают и ту, и другую. Так, в 2009 году провели эксперимент, во время которого испытуемые слушали плач младенца и пытались угадать, что является причиной: малыш голоден, ему нужно сменить подгузник и т.д.
Музыканты чаще, чем далекие от музыки люди, угадывали истинный посыл плача. Это связано с их способностью различать его содержательную составляющую.
А что же насчет детей-музыкантов? Способны ли они к языку лучше, чем их немузыкальные сверстники? Чтобы выяснить это, в 1985 г. был проведен эксперимент с участием трех групп детей от 9 до 14 лет.
В первую группу вошли дети, которые не только умели играть на музыкальных инструментах, но и сами сочиняли музыку. Во вторую – те, кто только играл на том или ином инструменте. И наконец, третью группу составили школьники, которые музыкой никогда не занимались.
Ребятам дали языковые задания. А два года спустя повторили тестирование. Выяснилось, что дети из первых двух групп справляются с задачами намного лучше. Причем навыки сохраняются и во взрослом возрасте. Выяснилось, что даже у людей, которые играли на музыкальном инструменте в последний раз 40 лет назад, способность к распознаванию звуков осталась.
А вот эмпатия, которая так же развивается вследствие занятий музыкой, с возрастом исчезала.
Музыкальная OPERA
Нейропсихолог профессор Анируддх Патель дал собственное название улучшению языковых способностей – OPERA. Это аббревиатура, состоящая из следующих слов:
- Overlap (совпадение) — из-за совпадения отделов мозга, анализирующих речь и музыку;
- Precision (точность) — из-за высоких требований музыки к точности;
- Emotion (эмоция) — из-за повышенной эмоциональности музыки;
- Repetition (повторение) — из-за регулярно повторяемой активности;
- Attention (внимание) — из-за сосредоточенности, которой требуют занятия музыкой.
Патель утверждает, что занятия музыкой хорошо влияют на развитие вербального интеллекта и вербальной памяти, они помогают даже увеличить словарный запас. А также упрощают обучение иностранному языку. Причем и у детей, и у взрослых. Подтверждение этому – тот факт, что многие музыканты имеют хорошие языковые способности. Например, норвежский композитор Гейр Твейт (1908–1981) выучил немало языков во время своих поездок. И однажды, во время Второй мировой войны, притворился прусским офицером, чтобы выставить из пивной немецких солдат. Они не почувствовали подвоха.
Так что если вы хотели бы улучшить знание родного или иностранного языка самое время заняться музыкой. Помните, что возраст этому не помеха. Поэтому, если вы давно хотели научиться играть на фортепиано или флейте, не отказывайте себе в удовольствии! Занятия музыкой полезны и для души, и для ума.