В год славного юбилея Победы и в ожидании подобающих торжеств вновь вернемся к тяжелой теме, которая стоила мне седых волос и нервов. Которую я так до конца и не вытянул в силу изложенных ниже обстоятельств. Тему, которую не принято вспоминать, но помнить надо.
Десять лет тому назад в августе продолжились раскопки советских военнопленных Шталаг 372 в Пскове. Работы были вызваны строительством жилых зданий по улице Юбилейной. Строительство вело ООО "Дом Плюс". Точнее заканчивало, ибо дома уже были возведены прямо на останках военнопленных.
Первые две недели августа с хорошей погодой были безвозвратно потеряны, т.к. застройщик не смог обеспечить подготовку котлована. Наконец, в траншее вдоль фасада были обнаружены очередные находки, причем копка котлована проводилась в отсутствие специалистов и останки из верхнего слоя были повреждены ковшом экскаватора. К 16 августа на небольшом участке был расчищен верхний слой траншеи № 7, идущей перпендикулярно фасаду здания из района первого подъезда здания (Юбилейная, 36) в сторону дорожного полотна.
Один конец траншеи уходит под здание, второй в стенку котлована. Траншея постепенно сужается в сторону дорожного полотна. Ширина открытой части составляет 2,5-3,5 м. Центральная часть повреждена экскаватором, фрагменты не менее 3-х человек выбраны из отвала.
С рабочими проблемы продолжились, поисковики уехали, а другие не появились . Застройщик выделил двух разнорабочих из Узбекистана Гафура и Аллу. Спасибо последним за работу, они делали все что могли.
Интересное наблюдение удалось сделать в процессе расчистки. Не смотря на то, что траншея была выкопана в песке с прослойками глины и суглинка, четко фиксируется, что слои пересыпались глиной и траншея заполнялась не единовременно, что согласуется с документальными данными.
Расчистка верхнего слоя проходила в условиях близких к экстремальным - постоянные обвалы песка приводили к тому, что работу по расчистке несколько раз приходилось начинать с начала. Мешками и полиэтиленом мы стали прикрывать расчищенные участки от осыпающегося песка.
Тем не менее к вечеру 18 августа верхний слой траншеи на одном участке был расчищен. Стало видно что здесь беспорядочно набросано не менее 10 человек. Часть из них уходит в сторону фундамента дома. Особенно переплетены друг с другом были останки у края ямы под уже эксгумированным погр. № 1.
Из находок был обнаружен фрагмент железного предмета в районе пояса погр. № 4 и удалось на небольшом участке расчистить и снять фрагменты одежды (на фото). Предположительно это шинель и гимнастерка. Они были брошены сверху комком и поэтому сохранились. Особенности глинистой почвы на этом участке таковы, что кость сохраняется плохо, а железо сильно окислено. Вероятно поэтому пока не удалось найти ни одной пуговицы (часть из них делались из кости). Металлоискатель не показывает наличия железа. Зато во влажной среде сохранились фрагменты одежды.
Вечером 18 августа внезапно пошел сильный ливень (даже не успели дорисовать). Котлован затопило и замыло глиной, стенка опять обвалилась. Дождь шел весь следующий день...
20 августа хотели начать расчистку. Но на стройплощадку меня не пустили по распоряжению одного из руководителей ООО "Дом Плюс" - Горбачева Игоря Анатольевича. По его словам я не являюсь сотрудником "Следа Пантеры" и делать мне на стройке нечего. Вот так вот, проработал за спасибо полтора месяца, а теперь делать мне там нечего.
В итоге Геннадий Владимирович с двумя рабочими расчищал котлован от грунта. На площадку меня так и не пустили, не смотря на разговор с замначальником управления культуры города. Строители давят на "След Пантеры" что бы они за выходные быстро сняли кости, которые видно, без всякой фиксации (понятно что этого допускать никак нельзя). Я уж не говорю про то, что не горят желанием дальше расширять котлован. Типа медленно копаем, а ведь я им еще в июле говорил что котлован надо было готовить вовремя и так как положено, а не кусочками копать.
В общем прошла любовь с застройщиком - завяли помидоры...
В понедельник будем собирать общественную комиссию, возможно прокуратуру. Тут самое время вспомнить что согласно Федеральному закону о погребении и похоронном деле от 12.01.96 № 8-ФЗ строительство зданий и сооружений на территории мест погребений запрещается.
Ну и вдогонку. Еще раз убедился, что при всем моем уважении поисковики не способны решать не такие уж сложные задачи по производству раскопок мест массовых захоронений. Ну не могут они организовать и сделать все быстро и аккуратно с определенным уровнем снятия информации (фиксации). Им бы только ямы копать и черепа как картошку вытаскивать. Главное количество, а информация... Да зачем она нужна...
А вот информация, равно как и определенная методика при проведении работ, как раз в нашем случае то очень нужны.
Во-первых: мы копаем захоронения не тронутые комиссией Владимирского. Т.е. останки залегают так как их бросили. Отсюда восстанавливается ситуация их погребения.
Во-вторых: те погребения что мы нашли, в плане не совпадают с имеющейся схемой погребений, что уже интересно! Более того, в архивных документах не было упоминания о погребении в ямах.
В-третьих: когда я работал с архивными документами комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков меня не оставляло ощущение что количество погибших в псковских концлагерях комиссией Владимирского значительно завышено, если не сказать грубее. И у нас есть уникальный шанс получить фактологическую информацию подтверждающую или опровергающую в отдаленной перспективе выводы комиссии Владимирского 1945 года . То же касается и немецких документов, которые рано или поздно будут доступны.
Сравните 75 тыс. погибших в Шталаг 372 по официальным данным 1945 года (в т.ч. на памятнике) и 3-3,5 тыс. по данным псковской комиссии осени 1944 года. Об этом я еще напишу, позже. Есть кое-какие соображения. Думаю будет очень уместно в контексте яростной борьбы последнего времени с фальсификацией истории.
И, наконец, в-четвертых, - самое главное:
Во время наших работ у нас в стране, и в Псковской области в частности, было столько воплей по поводу переноса Бронзового солдата в Эстонии (периодически повторяются), а ведь там сделали все по европейски культурно. Специалисты археологи и судмедэксперты раскопали захоронение (при этом зафиксировали нестыковки по погребенным) и перезахоронили. У нас в тот же период времени копали трактором братское захоронение в Химка, т.к. на нем "девушки пониженной социальной ответственности собираются", оставили в отвалах кости и потом что-то построили. Надо ли напоминать как в 2006 году из котлована дома № 36 по улице Юбилейной, где мы продолжаем работы, кости военнопленных вывозились машинами вместе с грунтом на свалку. Налицо политика двойных стандартов. Но (!), у них все как положено, а у нас - экскаватор или в лучшем случае коп как картошка.
На этом фоне у Псковской области был уникальный шанс продемонстрировать мировому сообществу некий стандарт работы с массовыми захоронениями, показать что мы не только экскаватором могем своих солдатиков перезахоранивать... Но не срослось.
Когда писал этот текст, получил информацию, что в Литве возникла необходимость по исследованию и раскопкам мест массовых захоронений. Дак вот, там тоже хотят сделать все правильно с максимальной фиксацией и документированием. Работу планируют уже сейчас и на целый год, а ведь там всего 3 тыс. гражданского населения захоронено...
А ведь тоже могли бы как картошку выкопать.
PS: что касается последнего литовского примера, то там возобладал здравый смысл. Работы так и не начались, территория была выделена в мемориальную зону. Проведенные архивные исследования позволили издать книгу и создать выставочную экспозицию. В процессе исследования выяснилось, что там лежит не только 3 тыс. еврейского населения Каунаса (1941 год), но и еще в 1943 (или 44?) году добавилось около тысячи хиви, осужденных окупационной администрацией за преступления и умерших на форту от голода. Отделить одних от других не представляется возможным.
Продолжение следует.
Оригинал поста смотрите в моем блоге starcom68