На степных просторах юго-востока Самарской области,примерно в 80 км от областного центра раскинулось большое село Утевка.Основанная в 1732 году как хутор, ввиду плодородных земель Утевка быстро выросла за счет переселенцев с других губерний.
Вот в этой деревне в 1858 году в семье крестьян Николая и Марии Журавлевых родился мальчик нареченный Григорием. Отец к тому времени уже служил на Кавказе, где позже и погиб. Григорию при рождении был предначертан особый жизненный путь. Уже в детстве выяснилось,что у мальчика руки до плеч и ноги до коленей были атрофированы и не получили дальнейшего роста и развития. Передвигаться Григорий мог только на коленках или на специально изготовленной низкой колясочке. От наличия в семье лишнего беспомощного рта мать Гриши хотела его умертвить и сама на себя наложить руки, но дед мальца по материнской линии, убедил не делать этого, говоря, что Гришу будет растить сам и возьмёт его на своё обеспечение.
Дедушка, Петр Васильевич, выполнил свое обещание.До самой своей смерти уделял Григорию большое внимание, например ежедневно возил на коляске того в школу учиться. Григорий Журавлёв выучился читать, а затем принялся учиться письму и рисованию, вставляя для этого карандаш между зубов. Учил грамоте Григория земский учитель Троицкий, поразившийся одаренности и смышленности мальчика.
Когда дедушка умер возить в школу Григория стали старшие брат и сестра,но не всегда ,поэтому Григорий понемногу дома начал рисовать в свободное время.Способности к живописи оценили все те кто видел его рисунки. Молва о уродце рисующем необыкновенно красиво дошла до барина,князя Тучкова, который помог Журавлеву уехать учиться в Самарскую гимназию сняв ему жилое помещение и оплатив учебу за свой счет. Вместе с ним поехали брат и сестра. Здесь, в Самаре, Грише захотелось научиться рисовать масляными красками. Упрашивает самарского художника Травкина дать уроки живописи.
Неподалеку была иконописная мастерская Алексея Ивановича Сексяева. Как-то раз показал ему Григорий свои рисунки . Это вызвало неподдельный интерес мастера, он сразу оценил талант Григория,создававшего без рук,зажатой кистью или карандашом в зубах картины.
Сексяев начал обучать юношу искусству тонкой иконной живописи. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал писать. Невыносимо трудно приходилось безрукому художнику, особенно вначале творческого пути: от напряжения болели шея и глаза, скулы сводило, так что потом не сразу удавалось вынуть кисть у него изо рта. Зато рисунок на иконе стал выходить со временем такой,какой многим иконописцам с руками не удавалось повторить.
В двадцать два года закончил Григорий гимназию и вернулся в родное поселение. Стал зарабатывать на жизнь - кому из сельчан письмецо написать, или составить бумагу с прошением, кому портрет нарисует, и конечно же стал писать иконы на заказ.Помогала ему в этом бабушка, которая чистила кисти, готовила краски, усаживала Григория за стол поудобнее. Брат же делал то, чего не мог делать Гриша сам: изготовление деревянных заготовок для икон, грунтовку и наклейку паволоки, накладку левкаса и полировку коровьим зубом, а также наклейку сусального золота и приготовление специальных красок.
И стали на селе и во всей округе появляться нерукотворные иконы Григория Журавлёва, которые он писал, зажав кисть зубами. При этом сельчане отмечали,что несмотря на свою убогость,художник обладал веселым и общительным характером,любил шутить, и умел, взяв в зубы пастуший кнут, размахнуться и неожиданно хлопнуть с оглушительным звуком, тем самым напугав до смерти окружающих.
О инвалиде, искусно пишущем иконы, слагались были и легенды.Написанные богомазом иконы были чисты и благодатны. Народ их особенно ценил и отмечал за то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Шептали между собой люди,что Сам Дух Святой помогает Григорию-богомазу, что не может так сработать человек без рук и без ног,а значит сам Святой Дух воплощается в Григория в момент написания иконы..
Очередь заказчиков росла,заказов было полно даже на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил себе просторную мастерскую.Постепенно подготовил себе подмастерьев и даже взял на иждивение своего крестного, дядю Якима.
Как то несколько экземпляров с икон попались на глаза высокопоставленным лицам Самарской губернии. С этого момента Григорий стал получать заказы на свою работу от богатых и знатных людей.
Вскоре губернское Земское собрание, принимая во внимание его усердие в искусстве живописи, назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 рублей.
А вскоре талант Журавлева оценил сам Государь Всея Руси. Вот как описывается это в газете "Самарские губернские ведомости" от 5 января 1885 года : " В конце прошлого года Журавлёв, изготовив икону св. Николая Чудотворца, обратился к самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в положении калеки- живописца,с просьбою представить икону Его императорскому Величеству, Государю Наследнику Цесаревичу.
Желание его было исполнено, и в конце декабря Управляющие собственные Его Величества дворца и конторою Августейших Детей Их Императорских Величеств уведомил тайного советника Свербеева, что Государь Наследник Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлёвым, соизволил пожаловать ему единовременно пособие в сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы".
По просьбе самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева Григорий Николаевич Журавлёв написал более десяти икон. Одна из них была подарена царской семье в честь чудесного спасения ее в железнодорожной катастрофе 1888 года.
В Самаре был построен кафедральный собор, для его иконостаса была написана в 1892 году Григорием Журавлёвым икона Св.Алексия митрополита Московского, покровителя города Самары. Еще одна икона того года хранится теперь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Икона "Богоматерь Млекопитательница", которую можно увидеть в Самарском Епархиальном церковно-историческом музее вместе с еще двумя иконами кисти Журавлева – "Пресвятая Богородица Смоленская" и "Взыскание погибших". Все они датированы 1910 годом.
Старожилы села Утевка рассказывали, что Григорий Николаевич был приглашён царем Николаем Вторым в столицу и прожил там три года вместе с братом и сестрой. Во время жития столичного были встречи с художниками, собирателями живописи,богатыми людьми государства,писал им иконы на заказ. Жил он в флигеле графа Строганова.Однажды удостоился даже высочайшего посещения самого императора Александра III с императрицей Марией Федоровной и показал им своё умение наглядно. После этого визита самодержец пожизненно назначил ему пенсию в размере двадцати пяти рублей в месяц и приказал самарскому генерал-губернатору выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездами.
Для простых же жителей своего родного села Григорий Николаевич останется навсегда в памяти как художник сельской церкви.
В 1885 г. началось в Утёвке строительство большого Троицкого храма.
Целые дни проводил Журавлев на специально сооруженных для него подмостках, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. Около него все время находились брат и несколько помощников, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски.
Человеку, держащему кисть в зубах, мучительно трудно было находиться в одном положении и расписывать купол храма. Постоянно трескались и кровоточили губы, почти стерлись передние зубы, болел позвоночник, на теле появились язвы. Это был тнастоящий подвиг во имя Христа и народа...
И когда храм, наконец, был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления . Из окрестных деревень собрался народ. Войдя вовнутрь люди ахнули увидев! Храм был весь в изображениях сцен Ветхого и Нового Завета настолько реалистичных,что казалось святые вот- вот спустятся из под купола вниз к собравшемуся люду.
Недолго прихожанам Троицкой церкви было суждено воспевать Славу Господу в храме. После Октябрьской революции его постигла участь многих церквей: колокольня разрушена,иконы забрали богобоязненные сельчане,приход был осквернен и закрыт на долгие годы.
Хорошо,что этого не увидел Григорий Николаевич Журавлев. Он умер в 1916 году. Гришу похоронили в церковной ограде, у алтаря. И на могиле поставили простой Православный Крест и написали на нем: "Се, Человек".
В 90-х гг. прошлого века разрушенный и закрытый храм был возвращен Церкви. Началось долгое и затратное финансовое восстановление. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлёва. Восстановлен и крест на могиле иконописца.
Теперь те кто посещает храм могут любоваться нерукотворными фресками и иконами,которые были выполнены при непосредственном участии или эскизам Художника с большой буквы Григория Николаевича Журавлева.
Жаль,что это святое место находится вдалеке от туристических маршрутов и нечасто находятся желающие увидеть мастерство Журавлева своими глазами,но может благодаря моей статье найдутся желающие поехать и поклониться могиле святого человека,воплотившемуся надолго в росписи храма.
Отметьте статью 👍👍👍👍👍👍👍 и поделитесь ею с другими,чтоб большинство в стране узнали о художнике земли Русской.