14 сентября 2008 года
ночью в простых метеоусловиях при заходе
на посадку в аэропорту перми
потерпел катастрофу боинг 737-500
авиакомпании аэрофлот норд
все находившиеся на борту 88 человек
погибли
реконструкция событий
час ночи 14 сентября 2008 года
рейс 821 выруливает на взлетную полосу
шереметьево в кабине 34-летний командир
родион медведев и 43-летний второй пилот
рустам all абердин ради он летает на
боен год всего два года но уже успел
стать командиром этого лайнера до этого
он работал на ту 134
рустам тоже опытный пилот но на boeing
6 месяцев и успел налетать всего двести
тридцать шесть часов
таким образом к новоиспеченному
командиру был назначен второй пилот
имеющий и еще меньший налет на этом
самолете объема перевозок растут
летчиков не хватает и авиакомпания
наскоро вводят в строй одного пилота за
другим цена такой спешке велика
замечено что пилоты впервые ставшие
командирами в начале своего
командирского пути часто переоценивают
свои способности и могут совершать
ошибки при незначительном усложнение
условий полета в этом случае роль
второго пилота который может
подстраховать
неизмеримо возрастает
оба летчика три дня назад вышли из
отпуска и сразу погрузились в
напряженный производственный график
командир родион медведев уже успел
сделать шесть рейсов два из которых
ночью так и не успев толком отдохнуть
он отправляется в ночную пермь ситуацию
усугубляет то что ради он летит туда в
нетрезвом состоянии
одна из пассажирок англичанка успевает
отправить gsm с перед вылетом
дорогой ты знаешь мне очень очень
страшно такое ощущение будто пилот
совершенно пьян и остальные люди тоже
очень напуганы
бортпроводники успокаивают и и и
остальных заверив что все в порядке ради
он подводит самолет взлетной полосе
шереметьево и отдает управление второму
пилоту лайнер и еще не успевает вырулить
на взлетную полосу а экипаж уже
добавляет даже
к взлета очень опасно
mollet может занести на скользкой полосе
как это случилось здесь четыре года
назад с украинцами уже во время разгона
второй пилот энергично выравнивает
самолёт и экипаж взлетает
[музыка]
без пятнадцати пять утра боинг
приближается к спящей перми второй пилот
программирует бортовой компьютер для
захода на посадку и испытывают при этом
очевидные трудности помимо того что
самолет ему мало знаком таки еще и
английский не на высоте он постоянно
путает буквы мили и километры экипаж
заняты программированием компьютера
предпосадочной брифинг не проводит и
карту контрольных проверок перед
снижением пропускает вопреки технологии
работы второму пилоту ведущему самолет
командир поручает еще и радиосвязь с
диспетчером
подход доброй ночи аэрофлот 821 5100
снижающие 500 2700 по схеме менделеева 4
арфа
[музыка]
борис борис
аэрофлота указание диспетчера следовать
по схеме менделеева 4 борис приводит в
явное замешательство второго пилота
который готовился к заходу по схеме
менделеева 4 альфа данным чего борисом
чем парис отличается
у нас не загорается табло пристегните
ремни и еще рано включает волнуются blu
принесите мне лучше чаю ничего будем
сделать курс прежний курс дайте а флот
821 курс на привод поле
замечание старшего диспетчера своему
коллеге было вполне обоснованным дав
указание следовать на привод диспетчер
фактически отменил свое предыдущее
распоряжение о выполнении схемы
менделеева 4 борис летчики начинают
интенсивно обсуждать направлении
следующего разворота причем командир
уверен что надо поворачивать влево тогда
как второй пилот что вправо
неуверенность в течение длительного
промежутка времени относительно схемы
посадки отвлекало экипаж от решения
других задач и способствовало увеличению
уровня эмоционального напряжения кроме
того неумелое управление режимами
автопилота приводит к тому что самолет
перестает снижаться
сколько снижаться
600 метров на флот 821 снижаем все 600
метров печенки снижается he then select
и нажал ты he thinks select и никакого
отношения к снижению не имеют вот это на
груди
работ 99
во флот 92 1997 и установлена диспетчер
трижды запрашивает установили ли летчики
давления аэродрома
командир подтверждает хотя на своем
высота мере этого так и не сделал за
всеми хлопотами
экипаж пропускает карту контрольных
проверок и прочь checklist короче мы
сейчас пойдем и короче на один эггерс
down и все
я ждал факс дизель
horse скорость весит опять во флот 821
механизация выпущено заход обеспечиваю
241 что все счете speed
делай все вот это давай 240 до он сказал
да сам сидел и давай а что надо
командир сваливает все обязанности по
управлению самолетом на второго пилота
но тот похоже не совсем понимает что от
него требуется говоря авиационным языком
экипаж начинает отставать от самолета
пилоты не успевают выполнять все
предписанные процедуры вот 821
эти условия посадка флот 821 понял
спасибо
условия для заходы несложной до ночи
дождь но нижний край облачности на
высоте 240 метров и этого вполне хватает
для безопасной посадки заход немного
осложняет то что двигатели работают по
разному это допустимая техническая
неисправность с которой можно летать
правый работает сильнее и если их
оборота постоянно не выравнивать то
самолет будет поворачивать влево но
летчики не имеют базовых навыков полета
на лайнерах с разнесенными двигателями
занятые парированием левого крена второй
пилот незаметно для себя переводит
машину в набор высоты
821
подтверждаю набор курс 360 снижают 600
ара флот 821 даты на вариометр посмотри
на флот 821 если вы не возражаете мы
продолжим заход диспетчер видя не
посадочное положение самолета дает
указание готовиться к уходу на второй
круг но ради он очень хочет сесть с
первого захода и резко отклоняет штурвал
в сторону
курс снижаюсь 600р флот 82 тилль летчики
совместными усилиями возвращают самолет
в горизонтальный полет
однако машина вновь переведена в набор
высоты который никем из пилотов опять не
замечен 81
эти команды снижайтесь снижаюсь 600 курс
360 р а флот 80 командир непрерывно
занят переговорами с диспетчером а
второй пилот полностью утратил контроль
над ситуацией
между тем из-за разной тяги двигателей
вновь начал развиваться левые карине
за полминуты она достигает 30 градусов
второй пилот просят командира взять
управление на себя
возьми возьми возьми лишь нужен
оборот другой стороны
вместо того чтобы повернуть штурвал
вправо и выровнять самолет
родион медведев резко поворачивает его
еще больше влево и без того большой крен
увеличивается до 76 градусов капитан
ошибается в направлении вывода самолета
дело в том что на боинге установлен
другой авиагоризонт нежели тот что на
наших самолетах на которых ради он летал
до этого
и он условиях жесточайших
психологических перегрузок действуют так
как приписывают ему
отечественный прибор но он полетит на
иномарки навыки приобретенные предыдущим
опытом работы не позволяют родиону
правильно определить направление вывода
искренно
по просьбе второго пилота он полностью
забирает управления однако капитан уже
не в состоянии адекватно оценивать
ситуацию и совершает свою критическую
ошибку снова резко отклоняет штурвал
практически до упора самолет выполнять
фигуры высшего пилотажа бочку
все вниз из такого
не вывести твоем практически
возможно
машина
ой
причиной катастрофы была названа потеря
пространственной ориентировки командиром
корабля родионом медведевым а также
слабые организации летной работы в
авиакомпании стрессовой ситуации
нетрезвый командир смог реализовать
только высоко автоматизированные навыки
который ранее он приобрел на ту 134
специальную подготовку по выводу
самолеты сложных пространственных
положений пилоты не проходили
дополнительным фактором явилось то что к
молодому командиру был посажен второй
пилот с еще меньшим налетом на боинге
и слабым знанием английского и это на
лайнере где вся документация на
иностранном в процессе тренажерной
подготовки
инструкторы многократно отмечали что
второму пилоту необходимо больше изучать
технологию работы экипажа и обращали его
внимание на недостатки при полетах с
несимметричной тягой все эти знания так
нужны и в том заходе
так и остались пробелами в голове
второго пилота длительное не устранение
дефекта несимметричной тяги а также
наличие значительного числа продлён их
отложенных дефектов по парку самолетов
свидетельствовало о низком качестве
технического обслуживания в авиакомпании
по мере быстрого роста числа самолетов
допускался поспешный ввод в строй новых
экипажей на следующий день после
катастрофы
аэрофлот заявил что отзывает у аэрофлот
норд свою торговую марку а пятерых
опоздавших на рейс пассажиров
авиакомпания доставила на ярославский
вокзал в москве
Пермь, Боинг 737-500. авиакатастрофа 14 сентября 2008 года
5 февраля 20205 фев 2020
335
7 мин
6