Найти в Дзене
Sorokanns

Идеалисты об истине

Разная эпоха-разное отношение к истине у приверженцев идеализма: Аристотеля и Гегеля. Истина у Аристотеля Аристотель в своей философии придерживался принципа запрета противоречий. Именно отсутствие противоречий является залогом получения истинного знания. Нельзя утверждать противоречивое суждение. «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении». Это характеризует аристотелевскую логику запрета противоречий. С течением времени познавательный смысл противоречия, его функция по отношению к истине изменялись, однако сохранялось его огромное значение как инструмента познания. Истина у Гегеля Гегель утверждает, что в противоречиях рождается истина. «Голый результат без пути к нему ведущего есть труп, мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению». Он рассматривает истину как процесс. Знания о мире находятся в движении (сущность изменчива, как и знания о ней). В основе этого движения, разви
Оглавление

Разная эпоха-разное отношение к истине у приверженцев идеализма: Аристотеля и Гегеля.

Истина у Аристотеля

Аристотель, древнегреческий философ.  IV век до нашей эры.
Аристотель, древнегреческий философ. IV век до нашей эры.

Аристотель в своей философии придерживался принципа запрета противоречий. Именно отсутствие противоречий является залогом получения истинного знания. Нельзя утверждать противоречивое суждение.

«Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».

Это характеризует аристотелевскую логику запрета противоречий.

С течением времени познавательный смысл противоречия, его функция по отношению к истине изменялись, однако сохранялось его огромное значение как инструмента познания.

Истина у Гегеля

Гегель, немецкий философ. XVI  век.
Гегель, немецкий философ. XVI век.

Гегель утверждает, что в противоречиях рождается истина.

«Голый результат без пути к нему ведущего есть труп, мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению».

Он рассматривает истину как процесс. Знания о мире находятся в движении (сущность изменчива, как и знания о ней). В основе этого движения, развития как раз-таки и лежат противоречия.

Материалист Э.В. Ильенков, вслед за Гегелем, считает, что настоящая истина представляет из себя итог противоречий, без самих противоречий. Отсутствие противоречий означает отсутствие движения, развития.

Э.В.Ильенков, советский философ.
Э.В.Ильенков, советский философ.

Ильенков повествует о необходимости использования метода поиска истины через противоречия.