"Ай, какая женщина... Убиться можно!"
(из кинофильма "Весёлые ребята")
Беатрис Коста (1907 - 1996) - актриса театра и кино. Пожалуй, самая яркая представительница португальского кинематографа, очень талантливая и фотогеничная, буквально создана для сцены.
В культурном коде русскоговорящей части населения планеты присутствует память о Любови Орловой и Леониде Утёсове. При упоминании их имён в душе обязательно что-то всколыхнётся. Возможно отрывок из фильма или песни вспомнится. Или просто что-то хорошее, доброе затеплится в вашей душе.
Так и для португальцев имена Беатрис Косты, Антониу Сильвы и Васко Сантаны - неотъемлемая часть представлений и воспоминаний о "золотом веке" португальского кинематографа.
Васко Антонио Родригес Сантана (1898-1958) - португальский комедийный киноактер.
Трудно составить представление о человеке заочно. Васко Сантану любили при жизни, его всегда окружали толпы поклонников и поклонниц. Растаскивали его реплики на цитаты, придумывали за него его биографию. Звали в рестораны и в гости. К сожалению, чрезмерная популярность его и сгубила. В буквальном смысле этого слова. Ожирение, диабет и цирроз печени никому ещё не прибавили здоровья.
Антониу Мария да Сильва (1886 - 1971) - португальский киноактёр.
Судьба не просто улыбнулась ему, а ещё и руку пожала, когда он дал согласие на съемки в фильме "Песня Лиссабона". Так и появилась "золотая троица": Коста + Сантана + Сильва.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
7 ноября 1933 года в португальских кинотеатрах состоялась премьера фильма «Песня Лиссабона». Эта картина получила в буквальном смысле ошеломляющее признание, как в Португалии, так и в и Бразилии.
Здесь интересно всё. Что называется, звезды сошлись:
- это первый звуковой художественный фильм, снятый и полностью смонтированный в Португалии;
- это замечательные песни (в том числе в стиле фаду), написанные популярным в то время поэтом-песенником;
- это комедийный сценарий, где персонажи оказались выписаны настолько удачно, что каждый зритель узнавал или себя, или кого-то из знакомых;
- это опыт, опровергающий утверждение, что «первый блин всегда комом». Ведь сценаристом и режиссером этого фильма выступил человек хоть и весьма разносторонний, но, отмечу, далёкий от кино. Хосе Анджело Коттинелли Тельмо к моменту съёмок фильма уже состоялся как архитектор с неплохими достижениями в области строительства. Кстати, надо заметить, что, не взирая на необычайный успех фильма, он не перешел в киноиндустрию, а продолжил занятия архитектурой;
- это приглашение на главные роли популярных актеров тех лет: Беатрис Коста, Антониу Сильва, Карлос Сантана.
До сих пор эта картина по общему суждению является лучшим португальским фильмом. Эталоном и комедийного и музыкального жанров. И до сих пор «Песню Лиссабона» часто показывают по телевизору в канун рождества.
И пусть сюжет незамысловат, это не важно, поскольку он затрагивает тему Любви:
Студент медицинского факультета, которого играет Васко Сантана, любит петь и предпочитает проводить время не в учебных аудиториях, а в увеселительных заведениях. И, конечно же, он обязательно влюбляется в юную красотку-швею (Беатрис Коста). Правда её отец – известный портной (в этой роли выступил Антонио Сильва) совсем не рад возникшим у его дочери романтическим отношениям. К тому же наступает "чёрный" день, когда студент проваливает выпускной экзамен, а вдобавок получает письмо от провинциальных тетушек, которые его материально поддерживали во время учебы, с известием, что они едут к любимому племяннику в Лиссабон поздравить с успешным окончанием университета. Так начинается эта комедия положений. Впрочем, как и полагается, в результате студент разрешает все проблемы: заново сдает экзамен, становится доктором, мирится с тётушками. Разумеется - фильм заканчивается свадьбой...