Для начала следует заметить, что мечи позднего средневековья были весьма высокого качества, в том числе очень острые. Сталь, из которой изготовлен меч, сочетала в себе гибкость и необходимую твёрдость, а лезвие обладало отличной заточкой. Так что хвататься за клинок действительно опасно, тем более активно размахивать мечом, но нужда заставляла.
Нуждой было то, что панцирные доспехи, например максимилиановские, являлись непроницаемыми не то что для длинного меча или тяжёлой османской сабли, но и для какого-нибудь спадона. И раз уж случилось так, что рыцарь в процессе сражения потерял свой полакс или гвизарму, не любил чекан, предпочитая ему меч, вероятно из-за частой необходимости рубить не закованных в латы простолюдинов, то ему нужно было как-то противостоять коллеге.
Стиль боя мечом с удержанием его за клинок и называется мордау. Разумеется, профессиональный воин обладал навыком удержания меча за клинок не травмируя себя. А владение мордау, судя по свидетельствам в произведениях искусства и учебной литературе средневековья, было очень распространённым, а значит стиль являлся эффективным.
Но зачем бой мечом держась за его клинок?
С мордау крестовина гарды превращалась в боевой молот с увеличенным рычагом, а яблоко, по-английски поммель, то есть навершие рукояти – булавой. Несмотря на относительно небольшие размеры, особенно в сравнении с киношными палицами, попадание яблоком по голове даже в шлеме как минимум дезориентировало противника, что можно было развить в смертельный укол в визор забрала или опрокидывающий таран.
Невозможность пробития доспеха вынуждала рыцарей изощряться, а разработанные за десятилетия техники боя представляли из себя смесь борьбы и орудования тупым, дезориентирующим при попадании, оружием.
Почему же тогда не использовали булаву, чекан и подобное? Использовали. Но меч – универсален, им можно колоть, он гораздо длиннее и сбалансирован центром тяжести к кисти, а не наоборот, да и он легче. А также меч использовали как рычаг в борцовском клинче и так далее. Неспроста именно меч – символ оружия средневековья. К тому же забивать опрокинутого противника шестопёром на самом деле то ещё занятие. Так что мордау не только феномен, но и подлинная находка боевой изобретательности.
Тот же полакс является нагляднейшей иллюстрацией потребностей рыцарства: стащить с коня рычагом топорика, оглушить молотом и заколоть пиковым остриём. Мечами же фехтовали, в полном смысле этого слова, бездоспешные зажиточные ремесленники в ходе выяснения отношений с конкурентами "улица на улицу". И именно эти техники легли в основу владения появившимися позже облегчёнными мечами – шпагой и рапирой. Последняя как раз и означает "меч для ношения с одеждой".
Так что в основном НЕ приемы рыцарства содержат в себе изящный бой с точными выпадами и ловким парированием. Рыцари, закованные в латы, буквально рубились и больше боролись, нежели демонстрировали мастерство владения клинком. И мордау – наглядный стиль боя, когда оппонента неистово охаживают булавой, в которую превратился меч.
Как по вашему охарактеризовать рыцаря, который умудрился сломать копьё, упасть с коня, потерять полакс, но демонстрирующего мастерство владения мечом в стиле мордау?