Театр «Около дома Станиславского».
В январе на канале #ещенепознер вышло интервью с Алвисом Херманисом, латвийским театральным режиссером, где на вопрос Николая «Кого ты считаешь самыми сильными театральными режиссёрами на сегодняшний день в России?», Алвис ответил: «Я в России не был уже восемь лет, но... Есть один режиссёр , который мне нравится уже много-много лет и больше всех - это Погребничко, театр «Около». И когда коллега предложила составить ей компанию и сказала, что режиссёр спектакля - Антон Фёдоров, ученик Ю.Н. Погребничко, я сразу согласилась.
Когда шла на спектакль, меня предупредили откинуть ожидания, это будет не классическая постановка, поэтому дала себе установку по максимуму отрешиться и не анализировать, не искать подсказок. С первых минут тебя погружают в сумасшедший мир, ты задаешься вопросом «Где Гоголь?», а спустя минут двадцать мозг устаёт и расслабляется, тут и случается щелк; будто в голове переключили рубильник и все стало понятно. И в то же время непонятно, но интуитивно и на уровне чувств я приняла это. Это какая-то химия.
Действие комедии перенесено в дом душевнобольных. Текст сильно урезан, изменён, слов не разобрать, либо первые и последние слоги проглатываются, выкашливаются, актеры больше издают странные звуки и производят такие же странные телодвижения, - но все ПОНЯТНО. Это и удивительно!
Есть знакомые реплики, в ком-то сразу угадываются герои, но, даже если вы не помните текст «Ревизора», это не страшно. Есть актеры, есть хореография, несколько разных повторяющихся звуков, возможно взглядов в неестественной позе и все. И все равно понятно. И в этом есть смысл, причём объёмный. И да, эта постановка - гротеск, все на контрасте: простое и сложное, комическое и трагическое (вспомнился эпизод про Боснию и Герцеговину, Преступление и Наказание).
Главный герой-Хлестаков - приглашённый актёр из «Гоголь-центра» Семён Штейнберг. Просто шикарен: пластика, мимика, тональность голоса. Преображение невероятное. Вот он в своей «странной» манере играет, потом на несколько минут диалог в нормальном состоянии и затем снова трансформация и эта странность в рамках комедии. Ты видишь этот диссонанс, перевариваешь, принимаешь и понимаешь, как же это невероятно.
Когда вышла из театра... Кстати, театр очень уютный, камерный, и расположение прекрасное - Вознесенский переулок, недалеко от сквера Муслима Магомаева, напротив Англиканской церкви Св. Андрея.
Когда вышла из театра, был чувство потерянности и непонятности, а теперь могу точно сказать: спектакль интенсивный и заслуживает внимания.
Правда, есть вероятность непринятия увиденного, но это касается тех, кто предпочитает классические театральные постановки. Сама люблю классику, но и современное прочтение порой могу оценить, принять и к радости своей остаться под впечатлением.
PS: фото взяты из сети.