Мудрые советы архимандрита Андрея (Конаноса).
На днях я получил одно письмо по электронной почте: «Я был на исповеди, - писал человек, - и мне не только не стало легче, но наоборот – я пришел домой совершенно убитый». – «Почему?» - спросил я в ответ. – «Потому что батюшка меня обругал и не благословил причащаться».
Тогда я написал ему примерно следующее. Если человек – священник, это не значит, что все его поступки и слова – от Бога. Когда тебя обижают, насмехаются, оскорбляют или унижают – ни о чем богоугодном тут не может быть и речи. Бог всегда дружелюбен по отношению к Своим созданиям. Бог любит тех, кого сотворил. Помните об этом. И если в голове появляются мысли, что ты никому не нужен, ни на что не годен или что никто тебя не любит по причине твоего ничтожества, - эти мысли явно не от Бога. Бог всегда – пожалуйста, запомните это раз и навсегда – всегда на вашей стороне. И даже когда Он вразумляет, то делает это с любовью и пониманием, никого не обижая, не унижая и не разочаровывая.
Именно поэтому будущих батюшек учат: каким бы тяжким не был грех, услышанный на исповеди, - священник не должен возмущаться, или смущаться, или как-то еще показывать свое отношение к тому, что он услышал. Для чего это нужно? Чтобы человек не подумал, что Бог его отвергает. Кем бы ты ни был, что бы ни совершил – Бог любит тебя.
И еще я написал тому человеку вот что. Каждый выбирает себе духовника самостоятельно. Поэтому выбирай того, кто напоминает тебе Отца из притчи о блудном сыне. Он принял Свое дитя – опустившегося грешника, жившего в грязи и нечистотах - таким, каким тот был. Принял без укоров, унижений и требований («Ну, рассказывай, что ты там натворил, а мы послушаем!»), и омыл, и облачил в лучшую одежду, дав золотой перстень и устроив пир в его честь.
Вот что значит любовь Божия. И мне кажется, нет на земле человека, который бы не принял и не полюбил такого Бога. В отличие от приличных, порядочных людей (вспомним старшего брата в притче), которые в праведном гневе желают наказать грешника, Господь – об этом говорят и св. Иоанн Златоуст, и Исаак Сирин, - в определенном смысле несправедлив. И Его несправедливость нам, конечно, во благо, потому что Бог меряет всё не весами, а любовью. А любовь – несправедлива.
Господь принял на Кресте разбойника со словами: «Нынче будешь со Мной в Раю». Принял блудного сына, сказав: «Я люблю тебя» Разве справедливо? Нет. Но нам это во благо. И сыны Божии, много грешившие, но затем покаявшиеся, первыми войдут в Рай. Так сказал Сам Господь. Мытари, блудники, грешники, плачущие и кающиеся, - более всех любимы Богом. И когда это понимаешь, в душе появляется великая сила и утешение. Не знаю, чувствуете ли вы это – что все мы любимые создания Божии, которых Господь принимает и любит такими, какие мы есть.
Меня всегда удивляет, что часто Бог и Церковь ассоциируются у людей не с любовью, а строгостью и угрозами. Большинство из вас выросли именно с таким богом - вызывающим больше страха, чем любви. С богом, который постоянно грозится отправить тебя в ад; который только и ждет, как бы пристыдить, наказать. А не с Тем, Кто стремится обнять, утешить и понять. Понять! Это ведь так важно. И мне всегда отрадно встречать людей, которые приходят и искренне рассказывают о своих проблемах. В свою очередь, я пытаюсь понять, что скрывается за тем или иным грехом, и в большинстве случаев это оказывается желанием человека, чтобы его любили.
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"
Читайте также:
Понравилась статья? Помогите нам, чтобы таких статей было больше.