Кажется, Виктор Цой – один из немногих музыкантов, которые в нашей стране не нуждаются в представлении. Его имя знают все от мала до велика, а «Пачку сигарет» и «Перемен» напоёт даже тот, кто ни разу сознательно не воспроизводил эти песни от начала до конца. Кратко расскажем, как именно наследие Цоя продолжает бытовать в культуре нашего времени
Джоанна Стингрей в своей последней книге назвала Цоя героем, который не носил плаща. Он не просто стал голосом своего поколения, но и отозвался в поколениях последующих, сумев подарить миру такие песни, которые не теряют актуальности и на сегодняшний день. Не в силу своей остросоциальности, разумеется, а лишь потому что они так просты и понятны, ведь эти песни – они про нас.
На самом деле говорить о том, на что так или иначе повлиял своим творчеством Виктор Цой – гиблое дело, потому что он буквально везде оставил свой след. На знаменитой стене Цоя на Арбате постоянно появляются новые рисунки и надписи.
Группа Metallica на московском концерте в «Лужниках» летом 2019 года очень трогательно исполнила «Группу крови». А в декабре того же 2019-го сами музыканты группы «Кино», воссоединившись, выпустили новый клип на песню «Троллейбус» (а чуть ранее анонсировали сразу два концерта, в Москве и Петербурге, которые состоятся в 2020 году).
Музыку «Кино», конечно, часто используют и в качестве саундтреков к кинофильмам. Так, например, показательной является сцена из картины «Дурак» (2014, Юрий Быков), где главный герой в течение нескольких минут идёт по ночному городу под песню «Спокойная ночь». Это очевидная отсылка на творчество Алексея Балабанова, который любил подобные «молчаливые» сцены с «бредущим» антагонистом. Да и к так называемому русскому року он тоже относился с особым трепетом – тут как пример сразу же напрашивается знаменитый «Брат-2», в саундтреке к которому собрана вся плеяда отечественной рок-сцены.
Образ Цоя стал одним из центральных в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова (2018), для создания которого трудилось сразу три человека: Тео Ю (роль), Пётр Погодаев (исполнение песен) и Денис Клявер (дубляж). Так сказать, собрали по частям. Конечно, Серебренников создал свою мифологию, и образ Виктора скорее всего весьма далёк от истинного Цоя – но тем не менее, надо признать, персонаж получился интересным.
Жизнь Виктора Цоя была яркой и быстрой. В подобных случаях принято цитировать Кобейна: «Лучше сгореть, чем угаснуть» – ибо пламя, которое зажёг «герой без плаща» своими песнями и своей харизмой, не затухает и едва ли угаснет в ближайшие десятилетия. Пока есть те, кто помнит.
/ Soyuz
Моя душа — в моих песнях. А живу я надеждой на лучшее время.
Виктор Цой