Автор: Родион Осадчий, преподаватель английского языка онлайн-школы Skyeng, участник конкурса “Опыт онлайн-преподавания”.
Мой первый урок в Skyeng
Я хорошо помню первый урок в Skyeng. Я тщательно готовился, как и раньше, когда занимался репетиторством. Изучал платформу, просматривал материалы, записывал свою речь.
Урок начался, и я понял, что важно не только это. Главное, что требуется от меня – спокойствие и внимание к ученику. Готовность выслушать его, понять, что для него сложно, помочь ему справиться со страхами и опасениями.
Самое приятное и интересное – это общение на английском. Именно за этим и приходят ученики. В процессе общения любые задания выполняются гораздо легче и приятнее. Мы оба даже не заметили, как быстро пролетело время, и как много мы успели сделать. Первый урок открыл для меня главную ценность и преимущество – взаимное понимание и открытое общение учителя и ученика.
В дальнейшем я провёл более 200 уроков за 3 месяца, познакомился с разными людьми, успешно прошёл курсы и семинары. Всегда старался применять полученные знания на практике. Но главное осталось неизменным: «Я здесь – чтобы помогать ученику!»
Внедрение идей
Вся система школы – это настоящий живой организм. С каждым днём он развивается и движется вперёд.
Уже сегодня Skyeng может предложить тебе то, о чём вчера ты мог только размышлять. И, благодаря таким возможностям, ты учишься и двигаешься вперед вместе со всеми. А уже завтра ты сам можешь сделать что-то крутое и по-настоящему новое.
Именно так произошло и со мной. Благодаря курсам и семинарам, я смог определить свои слабые места и недочёты. Тренеры и другие учителя активно делились своими советами и обменивались опытом. Получив рекомендации, я сумел применить их на практике.
Самое первое и самое необходимое – это, пожалуй, карточки. Разноцветные картонки или стикеры с буквами, звуками, словами. Они помогают значительно снизить показатель TTT (teacher talking time). Раньше я долго объяснял ученику его ошибки. Теперь я просто показываю карточки. Ученики улыбаются, когда их видят и понимают, что нужно исправить ошибку. Это особенно полезно «визуалам». Для них информация воспринимается гораздо легче, когда подаётся в наглядном виде («не на слух, а на глаз»).
Мое второе открытие – это универсальный индивидуальный план.
Изначально, я не составлял план работы. С каждым учеником я просто проходил по порядку определённый раздел уроков.
Однако, со временем я стал путаться в учениках и в их прогрессе. Более того, я стал забывать о просьбах учеников не по теме (например, изучить материал не из текущей секции).
Я понял, что пора делать подробный пошаговый план для каждого ученика. Я сделал 3 разных плана для трех студентов. Они не слишком отличались друг от друга, каждый план основан на принципах развития общих навыков и расширения лексики и грамматики.
Поэтому мой самый первый план до сих пор является базовым для составления каждого последующего.
Главная ценность плана – экономия сил преподавателя. На нём сразу видно весь путь, по которому мы с учеником движемся, текущее положение и навыки, которые мы уже успели освоить. Видно и то, что мы будем изучать дальше. Такая картина позволяет отклоняться от основного маршрута и переходить в другие разделы.
Мы занимались с учеником 1 раз в неделю. Не было чёткой цели и базовых знаний. Очень много разговоров на русском языке. Долгое общение о том, какую грамматику учить, какие упражнения делать, почему эти задания нужны.
После составления плана пришла строгая системность, собранность и упорядоченность. Ученик точно знает цель и сроки, точно видит курс и видит свой прогресс после каждого урока. На данный момент этот ученик уже отлично воспринимает речь на слух. Различает простые формы времён. Умеет правильно и грамотно задавать вопросы и давать полные ответы.
Вместо того, чтобы заниматься через силу – он делает это с удовольствием. Сейчас он смотрит вперёд и намерен соединить свою основную работу с изучением и применением английского языка в повседневной жизни.
В любом деле, за какое бы ты не принялся, всегда важно не стоять на месте, а развиваться и осваивать новые горизонты, получать новые знания, обмениваться опытом с коллегами и использовать свои навыки на полную катушку. Никогда нельзя работать спустя рукава или в пол силы.
Мой опыт преподавания наглядно подтверждает это суждение. И с каждым днём я убеждаюсь в этом всё больше.