В русском сегменте сети ходит картинка с высказыванием артиста Сергея Шнурова. Как теперь говорят, это, наверное, баян. Нормальная картинка, с нормальным высказыванием, в котором перечисляет больные точки современного состояния России. Все это знают и даже депутатом всё известно И мне она по фигу.
Но дальше я наткнулся на комментарий к этой картинки. К. Филатов пишет "Потому что такие как Шнур, в том числе, ведут Россию через пропаганду в песнях наркомании, алкоголизма и разврата к разрухе. Как сказал профессор Преображенский разруха не сортирах , а в головах. Начать нужно с себя. Своим примером показывать. Надеюсь объяснять не нужно за творчество Шнура и образ жизни никому”. И это меня зацепило.
Покопался в поисках текстов о поэтическом творчестве Шнурова. И выяснил, что зритель не разделяет артиста Шнурова, от его лирического героя. Помните, как слушатели считали, что Высоцкий воевал на фронтах Второй мировой войны и сидел в лагерях. Не стоит сравнивать глыбу Высоцкого, с пока еще живым Шнуровым. За такое сравнение любого разорвут в мелкие клочья. Но каждая эпоха приносит своего героя сцены, который поет о стране. Я не стану разбирать на сколько это важно и какому массовому слушателю эти песни ложатся в душу, потому что это большое социально культурное явление.
Попросил знакомого литературного критика К. Гришина, высказаться про творчество Шунурова, он ответил. «Сергей Шнуров – образованный человек, богослов. Он использует точные рифмы: «дачу – *уячу», «звена – на», и так далее. Он использует поэтические инструменты весьма хозяйственно и удачно. Его мастеровитая поэзия комплементарна путинскому режиму, абсолютно лояльна. Как неоднократно указывали русские политологи, она используется для профилактирования трусливых офис-менеджеров, которые «мечтают жить красиво». Шнуров поет о мечтах их тайных. В 1992 году таких называли «колхозными панками». Но времена меняются, стереотипы становятся тоньше, развитей».
Любопытное мнение, литературный критик однозначно смещается в социально политическую плоскость анализа творчества. Я не самый большой любитель песен Шнурова, мне мешает большое количество ненормативной лексики. Но говорить, что его песни пропаганда наркотиков, алкоголя и разврата, это общее не понимание откровенной сатиры. А Шнуров прямолинейный сатирик, такой как Жванецкий, Задорнов или Воля, только грубо поет. А его политические заявления в стихах или в прозе бывают настолько попадающими в цель, что Навальный тихо в углу ковыряет в носу.
Я зачем то вспомнил обаятельного, но идеально отрицательного героя Ильфа и Петрова - Остап Бендер обыкновенный мошенника и авантюриста, которого полюбила страна. Но это было давно, и к теме не имеет отношения.
Сегодня Шнуров в сознание слушателей стал героем своих песен. В какой то мере, он таким и был, это не литература, а рок-н-ролл от первого лица. А если смотреть шире, герой его песен - прекрасный норд. И мечта про «Лабутены», и «В Питере пить», и даже про «дачу», все это про людей. Потому что «Любит наш народ всякое ….» Разве это не глубина самоиронии. Очень правдоподобная песня. Не стоит валить на Шнурова мессианство в разврате поколения или не дай Бог - народа, прислушайтесь к словам легиона «поющие трусы», который возглавляет Бузова.
Народ так искренни пляшет под дудки Шнура, потому что народу нравится, когда все вместе смеются над собой, потому что у народа высокая мера самоиронии. Недавно обсудил тему лирического героя Шнурова с одним режиссером и знатоком творчества гр. «Ленинград». Я понимаю, что очень поверхностно задел эту тему, тут есть, где капать. Копайте господа, оставляйте комментарии. Спасибо, что читали.