Найти тему

Национальные отношения сквозь призму гендерных стереотипов

Брак мужчины-кавказца и русской женщины в наших глазах выглядит естественной нормой. Обратная ситуация практически исключена. Почему? Попробуем разобраться.

Живем мы на одной планете, в ее приспособленных для жизни местах, которых не так уж и много. Разные по менталитету, культуре и уровню мужских гормонов народы контактируют: живут рядом, в одних многоквартирных домах, ездят по одним дорогам, работают на одних предприятиях (но занимают разные позиции в иерархии), — проникают друг в друга.

Здесь и далее: прекрасные славянки в работах Максима Максимова. Выдающийся мастер женского портрета в русской традиции
Здесь и далее: прекрасные славянки в работах Максима Максимова. Выдающийся мастер женского портрета в русской традиции

Не всегда такое взаимодействие обходится без конфликтов. Народы, как и люди, мужчины особенно, а теперь, на волне феминизма, и женщины, стремятся занять наиболее выгодное положение. Богатый спектр поводов для формирования отношений доминирования – подчинения предоставляет гендер.

Как разобраться в динамике возможностей и перспектив, не имея точных статистических данных? (К вопросу об источниках информации.)

Первый источник для нас — стереотипы, которые а) меняются и б) находят отражение в искусстве и культуре, особенно в кинематографе.

От галереи Максимова невозможно оторваться: большинство его работ несут в себе легко домысливаемый сюжет
От галереи Максимова невозможно оторваться: большинство его работ несут в себе легко домысливаемый сюжет

Так, если вы смотрите американские боевики, вы обязательно заметили: антагонист (плохой) — непременно представитель белого населения. Протагонист (хороший) — в подавляющем большинстве случаев афроамериканец. Так было не всегда, но причин, почему так стало сейчас, касаться не будем.

Куда важнее второй тезис: союз мужчины и женщины формируется по сходному принципу. В американской массовой культуре он — как правило афроамериканец, она — белая женщина.

Нечто подобное происходит и в российской культуре: он — иностранец (особенно подходит на роль героя-любовника итальянец или француз, реже швед или немец), она — русская, "русалка" с длинными собранными в косу, а иногда распущенными волосами; красивая, но не смазливая; стройная с формами; скромная, нежная; обязательно — несчастная с мужем.

Обида
Обида

Как убедиться в этом? Можно начать перебирать фильмы и литературные изыски класса лав-стори и находить в них подтверждения или опровержения. Делать я этого не буду, приведу только один пример. Картина Анны Меликян «Про любовь» стала в некотором смысле кульминацией жанра «перекрестного опыления»: в ней собрано пять историй, в каждой из которых русский мужчина показан, мягко говоря, так себе парнем.

Есть способ и быстрее, и проще: обратиться к стереотипам уже второго порядка — тому, что мы когда-то слышали, читали, видели своими глазами и испытали на себе. Всему тому, что формирует наше представление о явлении — прошу заметить, очень точное — при том, что мы не всегда можем указать причину нашего мнения: иногда мы сами не понимаем ее, а чаще не хотим озвучивать.

На грани
На грани

Итак: брак мужчины-кавказца и русской женщины нельзя сказать, что одобряется у кавказских народов, но допускается — считается приемлемым. В наших глазах он выглядит абсолютной естественной нормой. Желанным достижением для многих девушек (и это, в общем, правильно).

Очевидно так же и то, что славянская девушка, даже если она и имела некие задатки феминизма, выходя замуж за кавказца, немедленно и напрочь их утрачивает.

Обратная же ситуация — союз русского мужчины и кавказской женщины исключена практически полностью. У нас он вызывает удивление. Сразу же хочется задать вопросы: родители (естественно ее) не были против? Как познакомились? Как живете?

Больше невинности
Больше невинности

Отдельные исключения лишь подтверждают общее правило: стереотипы отводят русскому мужчине незавидную роль мужа некогда горячо любимого, а теперь опустившегося (более частый вариант — не дотянувшего) и потому вынужденного — за неимением лучших предложений; мужа покинутого или хронически обманутого "профессионального" рогоносца; наконец, мужа несостоятельного ни в материальном, ни в мужском плане — "чемодан, который тащить тяжело, а бросить жалко".

Читайте мемы, я же не буду приводить их, потому что многие из них оскорбительны для русских мужчин (особенно после футбольного чемпионата — инстаграм наводнили).

Женщина ведет себя в национальном и межнациональном браке совершенно по-разному, что косвенно свидетельствует о ключевой роли мужчины в семье, невзирая ни на какие феминизмы и прочие басни о гендерном равенстве. Присутствует ли в такой двойственности лицемерие, свойственно ли оно в той или иной степени всем представительницам прекрасного пола, или только некоторым — тема большая, достойная отдельного поста.

Пока же остановимся вот на чем: немаловажный, если не ключевой, фактор межнациональных отношений: кто в кого входит) Простите, ржу, хотя на самом деле смешного в этом мало. В том смысле, что тема серьезная.

Сопротивление
Сопротивление

В остатке: дайте мне статистику смешанных браков, дайте мне (несуществующую, но мы то с вами понимаем) статистику внебрачных отношений всевозможных форм — от временных, но добровольных связей, до вынужденной офисной проституции, — и я с высокой точностью определю перспективы межнационального взаимодействия: какой народ в котором растворится.

Все остальное — лишь вопрос времени. Которое, в случае рассматриваемых нами явлений, может быть весьма велико, но вместе с тем неумолимо.

Читайте так же:

Женщина не обязана быть красивой

Как я обрадовался, когда узнал, что дочь выходит замуж за мусульманина

Неторар корпоративного мира: кавказцы, русские женщины, счастливые в неведении мужья