Учебная деятельность - самостоятельная познавательная активность ребёнка по усвоению ЗУН, способов действий. Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами использования. Связана с экспериментированием. Вопросы детей — это показатель детской любознательности, выражают активное познавательное отношение к окружающему. Система знаний - совокупность знаний о предметах к явлений, которая достигается путём установления связей между частями предметов и явлений, между предметами и явлениями в целом.
Особенности учебно-познавательной деятельности дошкольников. Это первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. Компоненты учебной деятельности по Усовой А. Формирование учебной деятельности проходит по этапам по А. I этап - низкий. Характерен для младшего дошкольного возраста.
II этап - слабый. Характерен для среднего дошкольного возраста. III этап — высокий. Характерен для старшего дошкольного возраста. Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка. Роль педагога в формировании учебно-познавательной деятельности. Главная задача педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей.
Помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности. Выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития. Вопросы детей. Виды вопросов: ориентировочные появляются в года — что, кто, зачем, куда. Мотив: интерес к общению со взрослым. Часто повторяют один и тот же вопрос. Цепные года — один вопрос вытекает из ответа Мотив: тот же.
Познавательные лет. Наиболее важные вопросы для развития ребёнка. Чаще эти вопросы касаются тех предметов и явлений, которые ребёнок не видит в данный момент. Эксперименты показали, что тематика познавательных вопросов типична: о происхождении мира, человека, о технике, о загадочном космосе. Требования к ответам на детские вопросы: всегда давать ответ, иногда дать ответ не полностью или найти ответ вместе с ребёнком использовать элементарный опыт с природ.
Лучше отложить ответ, если не уверен в достоверности. Прочитать в литературе, а потом ответить ребёнку. Особенно при ответе на ориентировочные вопросы. Если ребёнок задаёт цепные вопросы, то превратить это в игру. Не искать упрощённого объяснения терминов синус, компьютер и т.
Если термин очень сложный и требует многих знаний, то лучше сказать, что ребёнок узнает об этом в школе. Содержание и своеобразие знаний детей раннего и дошкольного возраста. Виды знаний детей: самостоятельно житейские знания , под руководством взрослого научные знания.
Роль педагога: отбор информации об окружающем в соответствии с возрастом, географическими и материальными условиями и т. Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира с использованием различных методов и приёмов. Категории знаний дошкольников: простые знания, которые дети усваивают в повседневной жизни, в быту предметы быта, их название, назначение, использование. Сложные знания, которые дети усваивают в обучении. Содержание знаний дошкольников: ознакомление с предметами ближайшего окружения предметы быта - одежда, посуда, мебель ; ознакомление с природой сезонные явления, животные, растения, птицы ; ознакомление с явлениями общественной жизни: родной город улицы, памятники, здания, люди труда , родная страна столица, название страны, крупные города, реки, моря, герб, флаг, соседние страны , армия, защитники Отечества рода войск, война, память о войне, солдаты периода становления Российского государства , общественно-политические праздники 8 марта, 23 февраля, Новый год ; ознакомление с трудом взрослых: в ближайшем окружении семья, детский сад , в учреждениях сферы обслуживания магазин, библиотека, больница, почта , в промышленности и сельском хозяйстве; ознакомление с транспортом: наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, подземный транспорт; правила дорожного движения светофор, пешеходный переход, тротуар.
Требования к отбору знаний дошкольников. Доступность — опора на опыт детей. Усложнение от группы к группе. Научная достоверность.
Воспитывающий характер знаний. Конкретность знаний. В содержании знаний педагог должен хорошо ориентироваться сам. Системность знаний. Формирование системы знаний. Уровни системы знаний у детей: представления, то есть ребёнок узнает, различает и называет предметы или явления, умеет пользоваться ими. Но не может дать точное научное определение этого предмета или явления дать характеристику.
Понятия, то есть ребёнок даёт словесную характеристику предмета или явления. В детском саду очень мало понятий некоторые математические понятия - число, геометрическая фигура, природоведческие понятия - внешний вид животных, растений. Методы формирования системы знаний: наблюдение за живым объектом, за погодой; рассматривание предметов, картин; экскурсии; дидактические игры: на определение свойств и признаков предмета чудесный мешочек, из чего сделано , на сравнение предметов найди дерево, чем похожи, чего не стало , на классификацию предметов лото, лабиринт ; познавательные сказки; загадки и путаницы; разрешение проблемных ситуаций; беседы на познавательные темы; просмотр познавательных передач.
Совместная деятельность. Создание познавательной среды. Подготовка к школе. Результатом подготовки является готовность к школе. Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. Общая подготовка и готовность : психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Специальная подготовка к школе: определенный запас знаний по школьным предметам, умение читать, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, осознанность этих знаний и умений. Общая подготовка детей к школе: физическая, социально-психологическая, нравственно-волевая. Социально-психологическая подготовка. Готовность к обучению обучаемость : самостоятельность, ответственность, умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым, наличие интереса к знаниям, способность к произвольным действиям.