Найти в Дзене

Морихэй в Танабе

Оглавление
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба (1883-1969)
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба (1883-1969)

Введение

Историкам, как представителям науки, нравится придумывать различные теории. Учёные формируют гипотезу, основанную на предыдущих исследованиях и своих собственных наблюдениях, после чего принимаются за оценку своей теории: насколько хорошо она выдерживает проверку и экспериментальный анализ. Историки, в свою очередь, стремятся каталогизировать факты и события, и таким образом по крупицам сложить понимание действий и мотивов объекта их исследований.

Любая мельчайшая деталь, зафиксированная и внесённая в каталог, служит для историка указателем, ведущим его сквозь лабиринт исторических событий и дающим ему средство для испытания своих гипотез. Небрежно пророненная родственником фраза, старая газетная статья, какой-либо предмет на заднем фоне фотографии - в любой из этих кажущихся незначительными деталей может содержаться ключ к новому и важному открытию.

Недатированное изображение рисовых полей Танабе
Недатированное изображение рисовых полей Танабе

В отличие от других периодов жизни основателя айкидо Морихэя Уэсибы его детские годы, проведённые в Танабе, и семейные обстоятельства задокументированы не очень хорошо. Нашими основными источниками информации об этом периоде жизни Морихэя послужили: биография Морихэя Уэсибы, написанная его сыном Киссёмару и опубликованная в 1977 году; последние интервью и разговоры с автором; несколько страниц из первой биографии основателя, написанной Канемото Сунадомари в 1969 году. К этому можно добавить воспоминания последователей Морихэя и членов семей Уэсиба и Иноуэ.

Информация, собранная из вышеупомянутых источников, не отражает точку зрения айкидо, но, тем не менее, является очень ценной, т.к. проливает новый свет на ранние годы Морихэя и выявляет несостыковки в первоисточниках.

Учитывая ограниченность имеющихся данных о периоде в Танабе, сейчас нашей главной задачей является восстановление ключевых событий и влияний в течение ранних годов жизни Морихэя. Мы также будем стремиться выявлять те характерные черты и модели поведения, которые привели к формированию личности, способной к созданию искусства айкидо.

Условия в семье Уэсиба

Недатированное изображение рыболовной лодки
Недатированное изображение рыболовной лодки

В Японии периода Мэйдзи институт семьи играл более решающую роль в жизни и карьере человека, чем сейчас. Учитывая это, не будет преувеличением сказать, что основные этапы в жизни Морихэя, подготовившие его к карьере мастера боевых искусств, связаны со влиянием его близких и дальних родственников. Это касается его работы торговцем в Токио, переезда в Хоккайдо, и, наконец, выбора карьеры инструктора по боевым искусствам.

Семья Уэсиба

Отец Морихэя, Йороку, родился в 1843 году и был зажиточным землевладельцем, занимался в основном сельским хозяйством. Считается, что он был вспыльчивым человеком с огромной физической силой, к тому же увлекающимся боевыми искусствами. Йороку был также почётным гражданином города Танабе и с 1892 по 1910 гг. служил в сельских советах Танабе и Нисхинотани. Мать Морихэя, Юки, родилась в 1850 году и была родом из семьи Итокава. Любопытно, что невеста Морихэя, Хатсу, принадлежала к том же роду Итокава. Йороху и Юки поженились, скорее всего, в конце 1860х, у них было пятеро детей. Морихэй был единственным сыном. Он родился 14 декабря 1883 года. Трёх его старших сестёр звали Тамэ, Хисано и Чиё. Последним ребёнком в семье была девочка по имени Кику.

Счастливый брак

Чиё Танака и Кику Ёдо, старшая и младшая сёстры Морихэя
Чиё Танака и Кику Ёдо, старшая и младшая сёстры Морихэя

Перед тем, как продолжить дальнейший рассказ о ранних годах Морихэя, мы должны обратить внимание на одну упущенную деталь, касающуюся его семейного окружения, которая имеет решающее значение для понимания отношений, повлиявших на первые десятилетия жизни Морихэя.

В 1890 году старшая сестра Морихэя Тамэ вышла замуж за мужчину по имени Дзэндзо Иноуэ, который принадлежал к одной из самых богатых семей в Танабе. Дзэндзо приумножил капитал своего богатого отца и управлял семейным бизнесом в нескольких больших городах, включая развивающийся регион Хоккайдо. В 1880х в сотрудничестве со своим младшим братом Косиро он открыл несколько объектов предпринимательской деятельности в токийском районе Асакуса. Позже Дзэндзо вернулся в Танабе, а Косиро остался в Токио для управления делами бизнеса. Косиро накопил большой капитал за время японо-китайской войны, преимущественно за счёт высокого спроса на текстиль и другие продукты, производством которых он руководил. Даже сегодня потомки Иноуэ гордятся тем фактом, что Косиро был наставником известного Коносукэ Мацусита.

Брак Дзэндзо и Тамэ укрепил связь между семьями Уэсиба и Иноуэ, которая оставалась стабильной в течение нескольких десятилетий. У них было 8 детей, четвёртого из которых звали Ёитиро. Ёитиро был непослушным мальчиком, принёсшим своим родителям головную боль. Его отправили пожить некоторое время со своим дядей Морихэем и его женой, у которых на то время ещё не было детей. Позже Ёитиро ещё 2 или 3 раза жил в семье Уэсиба, как в Танабе, так и в Хоккайдо.

Дзэндзо Иноуэ в последние годы своей жизни
Дзэндзо Иноуэ в последние годы своей жизни

Брак Тамэ и богатого Дзэндзо делал очевидной разницу между социальным положением семей. Кроме того, что Йороку служил членом сельсовета, он был также хорошо обеспеченным человеком, жившим со своей семьёй в большом фермерском доме площадью в приблизительно 100 цубо (3,558 кв. футов или 330 кв. м). Хоть у Йороку было достаточно денег, Дзэндзо был невероятно богат, и данный факт, а также свидетельства членов семьи позволяют предположить, что Дзэндзо играл важную роль в последующей совместной деятельности.

Отрочество в Танабе

Морихэй оказался болезненным ребёнком, и Йороку, очень любивший своего единственного сына, тщательно заботился о его слабом здоровье. Несмотря на физическую слабость, Морихэй был очень умным мальчиком с хорошей памятью и склонностью к математике. Своё начальное образование он получил в школе при местном буддийском храме (теракойя). Учеников обучали чтению, письму, основам математики. Т.к. большая часть учебников, использовавшихся в то время, была написана священниками, религиоведение также было частью обучения. Сестра Морихэя вспоминает, что в возрасте 7-8 лет он изучал китайских классиков сингон-буддизма и проявлял большой интерес к религии. Юки, мать Морихэя, хотела, чтобы он стал священником. Однако Йороку был иного мнения о судьбе сына и противился этой идее.

Йороку всегда настаивал на том, чтобы Морихэй занимался укреплением и развитием собственного тела, и одним из занятий, служивших этой цели, была рыбная ловля с помощью гарпуна, которой его учил местный рыбак. Морихэй провёл много времени на подводной охоте. Киссёмару считает, что это занятие повлияло на то, что впоследствии Морихэй предпочитал тренировки с копьём (содзюцу).

По достижению подросткового возраста Морихэй часто совершал утренний обход храмов вместе со своим отцом. По ночам Йороку брал сына с собой на пляж, где тот состязался в искусстве сумо с сыновьями рыбака.

В частности, Киссёмару описывает один эпизод, вероятно, значительно повлиявший в будущем на выбор Морихэем спорта как профессии. В один прекрасный день Йороку увидел во сне опасных хулиганов и впоследствии стал проводить кулачные бои в присутствии Морихэя. Это событие оставило глубокий отпечаток на психике Морихэя, и, вероятно, именно оно породило в нём решимость стать физически сильным человеком.

Подростковые годы Морихэя

В 1896 году Морихэй поступил в новооткрытую в Танабе среднюю школу. Но спустя один год он бросил её и поступил в частную школу с целью начать карьеру, связанную с предметом, в котором он был наиболее силён, – с математикой. Окончив частную школу с высшими баллами, Морихэй в возрасте приблизительно 16 лет устроился аудитором в местную налоговую службу. Довольно трудно представить себе, чтобы человек, похожий на основателя айкидо, в будущем ставший образцом мужчины развитой физической силы, работал в офисе и занимал свой ум расчётами. Тем не менее, дело обстояло именно так. Вскоре Морихэй бросил эту работу и присоединился к бедным фермерам, протестовавшим против "закона о рыбной промышленности". Богатые рыбаки выступали за принятие этого закона для того, чтобы создать монополию, которая бы помешала бедным рыбакам получить лицензию на ловлю рыбы. Эта принципиальная позиция Морихэя в столь юном возрасте была не единственным случаем, когда его импульсивные действия глубоко влияли на его карьеру и положение тех, кто был рядом с ним.

Работа торговцем в Токио

Ранее мы увидели, что семья Иноуэ под руководством Косиро создала процветающий бизнес в Токио в последние десятилетия XIX в. В 1901 году в возрасте 17 лет Морихэй отправился в Токио с намерением стать торговцем. Принимая во внимание особенности того времени и личностей близких Морихэю людей, решение переехать в Токио, вероятно, основывалось на компромиссе между членами обоих семей, особенно между двумя главами, Йороку и Дзэндзо. Между прочим, семья Иноуэ пробовала вовлечь в торговлю и Ёитиро. Эта попытка была неуспешной, потому что Ёитиро тоже выбрал карьеру мастера боевых искусств.

Так или иначе, Морихэй оставался в Токио на протяжение всего лишь одного года и не смог влиться в мир бизнеса. Примечателен тот факт касательно его пребывания в Токио, что именно там он начал своё обучение боевым искусствам, поступив в школу Тэндзин синъё-рю дзю-дзюцу, в которой преподавал Тодзава Токусабуро (1848-1912)*. Тренировки Морихэя продолжались относительно недолго – всего лишь несколько месяцев, после чего он заболел полиневритом и для выздоровления вернулся в Танабе.

*Киссёмару предполагает, что на самом деле учителем Морихэя был Такисабуро Тобари, известный инструктор по Кито-рю дзю-дзюцу. Это оказалось ошибкой, и мы смогли подтвердить пребывание Тодзавы в то время в Асакуса. На протяжение многих лет данная ошибка повторялась во многих книгах, и некоторые из них до сих пор в печати, поэтому я решил, что необходимо упомянуть это.

На войне

Вернувшись домой в Танабе, Морихэй вскоре полностью выздоровел. В 1903 году он женился на Хацу Итокава, которая принадлежала к тому же роду, что и его мать Юки. Смешанные браки между родственниками были довольно распространены в то время, особенно в сельской местности. По всей видимости, этот союз был запланирован заранее; всего у супругов было четверо детей.

Данный период соответствует значительному событию в японской истории. Во время японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония получила возможность оказывать влияние на политическую и военную сферы жизни Кореи. Правительство Японии начало волноваться о деятельности России в Китае, особенно в Маньчжурии. Т.к. у него были собственные планы на Маньчжурию, дело шло к войне с русскими. В 1903 году в Японии царили антирусские настроения. Пытаясь заключить соответствующие соглашения для защиты своих интересов на материке, Япония начала подготовку к войне.

Самая старая из имеющихся фотографий Морихэя Уэсиба. 1905 год, Морихэй - солдат императорской армии Японии. Он стоит в последнем ряду, третий слева.
Самая старая из имеющихся фотографий Морихэя Уэсиба. 1905 год, Морихэй - солдат императорской армии Японии. Он стоит в последнем ряду, третий слева.

Нацию охватил подъём патриотических чувств, и многие молодые ребята добровольно шли в армию. Морихэй, всё ещё искавший для себя направление в жизни, был среди тех, кто хотел служить своей стране и встать на путь приключений. Недавно поженившийся и ещё не имеющий детей, Морихэй в конце декабря 1903 года присоединился к 37 пехотному полку Вакаямы. На военную службу его приняли с трудом, потому что его рост был немного меньше требуемого. Киссёмару рассказывает, что Морихэй выполнял все виды упражнений в висах и на растяжку, чтобы немного увеличить свой рост. После нескольких месяцев попыток сдать вступительный экзамен его наконец-то приняли.

Военная карьера Морихэя длилась около 3 лет. Он стал очень мускулистым и физически сильным и преуспел в солдатской службе. Морихэй был особенно искусен в штыковом бою и в конечном итоге стал учебным инструктором. Позже его отправили в Маньчжурию, но не известно, участвовал ли он в фронтовых боях или же был в тылу и ему не угрожала опасность. В дальнейшем Киссёмару объяснил, что сомневается в том, что Морихэй видел боевые действия в Маньчжурии во время русско-японской войны, потому что обыкновенно на фронт не отправляли первых сыновей – и, следовательно, наследников. Также необходимо отметить, что одним из тех, кто участвовал в мирном урегулировании русско-японской войны при посредничестве Рузвельта, известном как Портсмутский мирный договор, был Исаму Такесита. На тот момент Такесита был адмиралом императорского флота Японии и служил военным атташе и переводчиком в Вашингтоне. Приблизительно через 20 лет адмирал Такесита стал одним из самых важных покровителей и учеников Морихэя и играл ключевую роль в знакомстве основателя айкидо с военачальниками.

За годы военный службы Морихэю удалось вступить в Ягю-рю дзю-дзюцу додзё в Осаке и начать тренировки в области этого классического искусства, которые, возможно, включали в себя также занятия с оружием. [Киссёмару не может однозначно сказать, когда конкретно Морихэй поступил в школу Ягю-рю: перед, во время или после своей военной службы.] По той причине, что он служил в регулярных войсках и часть периода своей службы провёл в Маньчжурии, не ясно, как долго он изучал это искусство и какого уровня подготовки достиг. Морихэй поддерживал связь с этой школой даже после увольнения из армии и возвращения в Танабе. Вероятно, его сотрудничество со школой Ягю продолжалась с 1904 по 1908 гг., когда он получил «свиток передачи знаний». Однако в этом свитке нет печати учителя Морихэя по Ягю-рю и имеются некоторые сомнения относительно достигнутого им уровня владения искусством. По словам Киссёмару, во время службы в армии у Морихэя была отличная репутация и он дослужился до звания сержанта. Он был рекомендован к зачислению в Тоямскую военную академию и мог стать офицером. Но после внимательного обдумывания своего будущего Морихэй решил отказаться от карьеры военного. Конечно, отец Морихэя Йороку рассчитывал, что его единственный сын станет достойным преемником в качестве главы семьи.

Беспокойные годы

После увольнения из армии в 1906 году Морихэй возвратился домой в Танабе. Как замечает Киссёмару, основателю айкидо не удалось стать торговцем и он отказался от военный карьеры только лишь в знак уважения к пожеланиям своего отца. Таким образом, он остался без какого-либо чёткого представления о том, в каком направлении ему двигаться. Поведение Морихэя стало очень странным, и его родственникам казалось, что дело идёт к нервному срыву. В течение этого периода своей жизни он стал жертвой депрессии, запирался в одиночестве в своей комнате, где погружался в молитву. Либо же он поднимался в близлежащие горы и участвовал в аскетических практиках и посте.

Кумагусу Минаката
Кумагусу Минаката

В 1909 году Морихэй нашёл выход для своей энергии в политической деятельности с религиозным уклоном. Правительство пыталось провозгласить объединение небольших храмов ("джинджа госи"). Этому противостоял известный биолог Кумагусу Минаката (1867-1941). Целью действий правительства было объединение и, как следствие, уничтожение тысяч маленьких святынь по всей стране. Другой аспект данной политической линии заключался в использовании лесных районов, принадлежавших храмам. В какой-то момент Минаката даже был арестован во время протестных действий, которые часто граничили с насилием. Киссёмару называет основателя айкидо &laquo;воином&raquo;. Это может быть связано с тем, что в то время Морихэй был физически сильным и довольно импульсивным человеком. По всей видимости, он под руководством Миниката возглавлял многие акции, направленные против правительственной политики. Не проведя дополнительных исследований, я бы вряд ли стал преувеличивать роль Морихэя в данном случае.</p>

Обучение дзюдо

В 1911 году в жизни Морихэя появилось другое занятие. Йороку всегда искал способы направить интересы своего сына в позитивное русло. Для этого представилась прекрасная возможность, когда в Танабе приехал учитель дзюдо по имени Киоичи Такаги (1894-1972). Йороку воспользовался случаем и убедил Такаги остаться в Танабе и позаниматься с его сыном. Учитывая, что в то время Ёитиро Иноуэ жил в доме Морихэя и тоже практиковал дзюдо, вполне вероятно, что Дзэндзо Иноуэ играл определённую роль в организации тренировок и создании додзё. На протяжение какого-то времени существовало додзё, в котором Морихэй, Ёитиро и некоторые местные жители тренировались под руководством Такаги.

Киоичи Такаги
Киоичи Такаги

Некоторые обращают внимание на то, что впоследствии Такаги стал известным дзюдоистом, достигшим ранга 9 дан, подразумевая, что Морихэй обучался дзюдо у высокопрофессионального специалиста. Но, в действительности, в то время Такаги было всего лишь 17 лет, и хотя он и обладал мощным телосложением, в таком раннем возрасте он не мог достичь высокого уровня технического совершенства. Трудно понять, насколько серьёзно Морихэй изучал дзюдо, но эти занятия служили хотя бы частичным выходом его необузданной энергии. Его умения дополнялись ранним обучением в Ягю-рю дзю-дзюцу. Учитывая эмоциональную неустойчивость Морихэя в то время, его активную занятость проектом по колонизации Хоккайдо и отсутствие каких-либо следов дзюдо в его позднем искусстве, - можно сделать вывод, что занятия не были особенно насыщенными.

Танабе и поселение Ширатаки

В кругах айкидоистов хорошо известна история заселения Хоккайдо группой поселенцев из Танабе. В данном контексте Морихэя изображают главной движущей силой заселения той местности, которую в будущем назвали Сиратаки. Его также считают центральной фигурой в жизни молодой деревни: он управлял общественной деятельностью, выделял средства для бедных жителей и был своего рода советником.

Хотя его роль в заселении Хоккайдо была довольно крупной, всё же былые представления об этом являются весьма преувеличенными. Кратко рассмотрим, что известно об участии жителей Танабе в колонизации Хоккайдо до появления Морихэя. Первая крупная попытка заселения новых территорий была предпринята вскоре после Реставрации Мэйдзи в 1869 году. Инициативу проявило новое правительство, предложив переселение тем жителям Японии, которые жаждали новой жизни на лоне дикой природы.

Ещё в 1891 году группа из 350 переселенцев из Танабе поселилась в Айбецу-мура, Исикари-ган. Город Айбецу находится на расстоянии всего 30 миль (48 км) от Сиратаки, где позже поселились Морихэй и его соотечественники. В Айбецу поселенцы создали ферму Кинпо &ndash; сельскохозяйственную организацию, которая продолжала свою работу приблизительно до 1941 года.

Кроме того, по-видимому, Дзэндзо Иноуэ жил на Хоккайдо вместе со своей женой Тамэ в течение неизвестного периода времени до 1912 года, когда Морихэй и группа местных поселенцев покинули Танабе. Насколько известно, Дзэндзо построил на Хоккайдо завод, хотя нет никаких точных данных о его специализации и месторасположении. Киссёмару Уэсиба пишет, что некий Дэндзабуро Курахаси, бывший солдат-фермер (тондэнхей), прежде живший на Хоккайдо, приехал в Танабе и очень заинтересовал местных жителей, включая Морихэя. Курахаси призывал их начать ещё одну экспедицию для создания нового поселения в необитаемом районе на северном острове Японии.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Морихэй не принадлежал к числу первых жителей Танабе, увлёкшихся идеей переезда на Хоккайдо, а скорее отдавал дань традиции, установленной 20 лет тому назад. По сути, многие районы Японии содействовали колонизации Хоккайдо по причине давления, оказываемого правительством для использования огромных ресурсов острова и создания так называемого буфера против России, развивавшей активную деятельность на севере страны. Выбор места, в будущем названного Сиратаки, очевидно, связан с близостью предыдущего поселения Айбецу.

Ёитиро Иноуэ в возрасте приблизительно 23 года
Ёитиро Иноуэ в возрасте приблизительно 23 года

Учитывая влияние Йороку и Дзэндзо на принятие Морихэем ключевых решений в его юности, а также давнюю заинтересованность Дзэндзо в Хоккайдо, вполне вероятно, что родственники Морихэя убедили его присоединиться к движению по колонизации Хоккайдо. В конце концов, он всё ещё не выбрал для себя конкретной профессии и участвовал в ряде мероприятий, поставивших его семью в неловкое положение.

Также следует заметить, что Дзэндзо, Тамэ и несколько их детей переехали в Сиратаки сразу после создания первого поселения. Более того, очевидно, что это начинание Морихэя поддерживал его отец, т.к. Йороку и Юки тоже переехали в Хоккайдо. Старший Уэсиба изменил место проживания в семейном реестре на Ширатаки, что ясно свидетельствует о том, что он намеревался остаться там навсегда. Ёитиро Иноуэ, которому на тот момент было около 11 лет и который жил в доме семьи Уэсиба, поехал на Хоккайдо вместе с родителями Морихэя и маленькой дочью Мацуко.

Краткое возвращение в Танабе

Морихэй жил на Хоккайдо на протяжение 7 лет с 1912 по 1919 гг. Именно там он впервые встретил Сокаку Такэда и стал обучаться Дайто-рю дзю-дзюцу &ndash; искусству, которое в дальнейшем дало техническую основу для айкидо. Возвращение Морихэя в Танабе было вызвано критическим состоянием здоровья Йороку, вернувшегося в родной город двумя годами раньше.

Несмотря на то, что решение Морихэя об отъезде из Сиратаки было принято внезапно, он, так или иначе, и до этого планировал возвращаться в Танабе. В 1917 году в Сиратаки случился огромный пожар, разрушивший большую часть городка, включая дом семьи Уэсиба. Вскоре после этого родители Морихэя и почти вся семья Иноуэ вернулись обратно в Танабе. В июле 1919 года Морихэй со своими женой и дочерью совершил поездку в свой родной город, в котором в это время проходила церемония открытия додзё. Морихэй решил стать преемником своего отца в качестве главы семьи и преподавать Дайто-рю дзю-дзюцу в Танабе. Если бы Йороку прожил дольше, карьера Морихэя могла бы сложиться совсем иначе.

Когда Морхэй наконец-то прибыл в Танабе в начале 1920 года, неделю ехав по объездному пути ради встречи с Онисабуро Дэгути, одним из основателей религиозного движения Омото, &ndash; Йороку уже скончался. Морихэй снова впал в депрессию из-за смерти своего отца и чувства вины от того, что не был рядом с ним, когда он умирал. Единственным его духовным утешением было мощное очарование личностью Онисабуро, которого он не мог забыть.

Весной 1920 года Морихэй со своей семьёй переехал в Аябэ &ndash; общину, населённую преимущественно сторонниками движения Омото. Он хотел находиться рядом с Онисабуро и продолжать своё духовное развитие путём изучения доктрины и практик этой церкви. Пребывание Морихэя в Аябэ и его участие в движении Омото были хорошо задокументированы, и многие философские принципы айкидо берут начало именно в этом увлечении Морихэя.

Поздние поездки в родной город

После жизни в Аябэ Морихэй в 1927 году переехал в Токио, чтобы продолжить преподавание Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу, будучи инструктором, профессиональность которого подтвердил Сокаку Такэда. Ёитиро достаточно активно участвовал в процессе создания учебной базы в Токио, а его дядя Косиро часто давал деньги на её развитие.

Статуя Морихэя Уэсиба возведённая в парке в Танабе
Статуя Морихэя Уэсиба возведённая в парке в Танабе

В последующие годы Морихэй совершал отдельные поездки в Танабе, где посещал своих родственников и проводил обучающие семинары. Некоторые путешествия в Танабе и другие города префектуры Вакаяма были связаны с деятельностью Будо Сенёкай (Общество содействия боевым искусствам), дочерней организации Омото, которую он возглавлял (она прекратила своё существование в 1935 году).

В 1940х и начале 1950х он нечасто посещал родной город &ndash; в основном из-за трудностей, связанных с Тихоокеанским театром военных действий Второй мировой войны. Наконец, начиная примерно с 1955 года, когда Морихэй проживал в основном в Иваме, городе в префектуре Ибагари, он стал регулярно приезжать в свой город. К 1960м он проводил равное время в Иваме и Танабе, совершая частые экскурсии по региону Кансай. Обычно схема его путешествий включала в себя города Осака, Танабе и Сингу.

На сегодняшний день в Танабе всё ещё проживают некоторые потомки семей Уэсиба и Иноуэ, хотя многие разъехались по разным уголкам страны. Несмотря на большой отрезок времени, разделяющий годы отрочества Морихэя в Танабе и наши дни, обе семьи знают о широком успехе айкидо и большой значимости Морихэя Уэсиба и его племянника Ёитиро в создании этого боевого искусства.

Автор: Стэнли Пранин Лас-Вегас, Невада, Ноябрь 2002 года