Кажется, времена, когда коллекторы досаждали семьям и друзьям заёмщиков, уходят в прошлое. Коллектору новой формации дадут псевдоним и запретят общаться с друзьями и семьёй должника. «Выберу.ру» изучает перспективы.
Номер вместо имени
Новая версия закона о возврате долгов разрешит коллекторам не называть своё полное имя при общении с должником. Такое право будет и у коллектора, и у сотрудника банка, который занимается работой с должниками. Вместо фамилии и имени можно назвать свой цифровой идентификатор и имя, по которым«вычислить» реальные данные будет нельзя. Идентификатор будет присваивать только работодатель. Примечательно, что робоколлектора и человека в правах уравняют, и программа по обзвону тоже будет представляться именем и цифровым идентификатором.
По данным РБК, изменения направлены на защиту персональных данных сотрудников коллекторских агентств, а также представителей кредиторов. Знакомые со спецификой работы коллекторов утверждают, что бывали случаи, когда должник направлял свою агрессию в сторону напоминающего о долге. При этом решения принимал менеджмент, а негатив выплёскивался на работника, лишь озвучивающего напоминание.
Действующий закон предписывает коллектору или сотруднику кредитора либо МФО представляться при разговоре с должником, будь то телефонный звонок или личная встреча. Представление должно быть по всей форме: имя, фамилия и отчество.
Банки поддерживают изменения: об этом РБК заявили и в ВТБ, и в «Тинькофф». А вот ОНФ «За права заёмщиков» не соглашается: руководитель проекта Евгения Лазарева считает, что банк и коллектор не были бы рады получать данные о должнике тоже в виде имени и идентификационного номера. Юридическая ассоциация «Банкротный клуб» и её председатель Олег Зайцев тоже возражают: набор цифр вместо имени запомнить гораздо сложнее, записи разговоров ведут не все — и на кого в итоге подавать жалобу?
Без друзей и семьи
С 2021 года коллекторам могут ужесточить условия работы. Минюст собирается разрешить контакты третьих лиц с коллекторами только если взыскатель заранее получил разрешение на контакт с ними. Таким образом, для взаимодействий понадобятся и согласие должника, и третьего лица — всё в письменном виде.
В категорию «третьи лица» попадут все, кто так или иначе связан с должником, а отдельно выделены члены семьи, родственники, соседи, совместно проживающие. Контакт — это звонки, встречи, сообщения и послания по электронной почте.
На данный момент коллектор по закону может пообщаться на тему долга с кем-то из круга общения заёмщика — если должник на это согласен, а третьи лица не выразили своё несогласие. А вот на практике скорее получается, что кредитор получает согласие заёмщика — и всё. По данным РБК, где проводился опрос банков и МФО, большинство респондентов признаёт, что контактных номеров третьих лиц они не собирают. При этом номера, которые даёт заёмщик, не проверяются, и в итоге взаимодействие с третьими лицами неизбежно.
ЦБ РФ, который предложил изменить закон, руководствуется поддержкой и защитой интересов потребителей. Работа над проектом пока не завершена и возможны некоторые изменения.