Что спасет малый бизнес в России? Интервью с руководителем ПО "ЭкспоТех"
С какими трудностями сталкиваются малые предприятия, а также о факторах, которые тормозят процессимпортозамещения, рассказывает представитель компании "ЭкспоТех"
В качестве спикера выступает руководитель отдела продаж ПО "ЭкспоТех" Герман Аюпов. Производственное объединение "ЭкспоТех" начинало свою деятельность с поставок запчастей для тяжелой дорожно-строительной техники мировых брендов в 2009 году. Через пять лет было организовано собственное производство. Сегодня линейка выпускаемой продукции состоит из 850 наименований.
"С зарубежными компаниями сотрудничаем редко"
Производственные площадки "ЭкспоТех" расположены в Свердловской области. Еще с советских времен Урал остается самой сильной производственной базой по изготовлению бурильной и сваебойной техники. За два с половиной года успешной работы компания "ЭкспоТех" поставила более 1 200 комплектов бурового оборудования, инструмента и запчастей.
Руководитель отдела продаж ПО "ЭкспоТех" Герман Аюпов рассказал, что компания сотрудничает с не одним десятком российских производителей: "С зарубежными компаниями работаем редко, было только пять обращений. Это была вынужденная мера, ведь некоторые технологии нам до сих пор недоступны, а потребность в них есть. Поэтому госпрограммы и мощное финансирование научной деятельности профильных предприятий нужны уже сейчас".
По словам собеседника, в последнее время отечественные производители буровых установок и оборудования начали получать больше заказов и нарастили мощности: "Согласно данным, предоставленным налоговой службой, валовая выручка 30 предприятий Свердловской области в 2014 году составила 258 млн, в 2015 году - 502 млн руб. (+94%). В 2016 этот показатель вырос на 26% - до 635 млн руб. Выручка "ЭкспоТех" в 2016 увеличилась в 8 раз по сравнению с 2015 годом".
Очевидно, что импортозамещение в России еще не достигло своего предела. Так, ежегодно компании, специализирующиеся на строительстве и разработке месторождений углеводородного сырья, закупают 4 млн ед. техники. При этом на долю иностранных машин приходится 34%. Так что потенциал для продаж отечественного оборудования достаточно большой.
Цена решает все, тем более, когда нет ущерба качеству
Помимо санкций серьезным толчком для развития импортозамещения послужила большая разница в цене на российскую и зарубежную технику и ее комплектующие, а также нестабильность рубля по отношению к иностранной валюте. Конечная стоимость оборудования, изготовленного на отечественном предприятии, всегда ниже импортного оригинала. К примеру, компания "ЭкспоТех" в сентябре этого года поставила 10 съемных усиленных шнеков и 20 усиленных съемных буров для модели КАТО РЕ-650. Сумма заказа составила 1,5 млн рос. руб. Для сравнения: за эту же цену можно купить только полтора оригинальных шнековых бура КАТО. При этом все оборудование, производимое ПО "ЭкспоТех", сертифицировано и имеет гарантийный паспорт.
Руководитель отдела продаж ПО "ЭкспоТех" Герман Аюпов советует: "Мы советуем заказчикам сотрудничать только с теми компаниями, которые за качество произведенной техники отвечают рублем, а не только деловой репутацией. Убежден, что в России умеют производить качественные инструменты, которые не уступают зарубежным аналогам".
Собеседник уверен, что важным фактором развития импортозамещения в России, помимо низкой цены и качественно исполненного заказа, является минимальный срок доставки. За время работы компании ПО "ЭкспоТех" возникал всего один гарантийный случай. Тогда конусный бур был заменен в течение трех дней.
Что тормозит развитие импортозамещения?
Привлечение иностранного капитала в страну, на первый взгляд, кажется беспроигрышным вариантом для развития экономики страны. Однако есть и подводные камни, когда зарубежные инвесторы приводят своих подрядчиков и поставщиков, лишая российских производителей заказов и возможности работать над модернизацией техники. Такая ситуация сложилась на Амурском ГПЗ, главным подрядчиком которого стал инвестор Gazhouba Group из Китая. В качестве субподрядчика выступает "Велесстрой", парк которого состоит на 80% из импортной техники и оборудования. Однако российские компании также выигрывают тендеры и с российской техникой и оборудованием своевременно выполняют подряды.
Развитие отечественного производства, по мнению Германа Аюпова, осложнено также негативными отзывами со стороны клиентов и, как следствие, недоверием с их стороны: "Всему виной большое количество микропредприятий, так называемых "гаражников", основная цель которых - быстрый заработок. Естественно, что такие компании сильно экономят на качестве материалов".
Чего не хватает малым предприятиям?
Не так давно стало известно, что правительство РФ готовит постановление, согласно которому квота закупок крупнейших предприятий у малых и средних российских компаний будет увеличена на 8% (до 18 вместо 10%). При этом тендеры с высокой стоимостью будут делиться на меньшие суммы, чтобы больше компаний могло принимать участие в конкурсах.
Руководитель отдела продаж ПО "ЭкспоТех" Герман Аюпов: "Мы очень рады такой новости и надеемся, что подобные программы поддержки малого бизнеса продолжат развиваться. Чего еще не хватает малым предприятиям? Кредитных и лизинговых программ с льготными ставками. Помимо этого, комитетам по развитию предпринимательства в регионах нужно гораздо активнее работать с руководителями предприятий, информируя о доступных госпрограммах. Нужны систематические форумы и семинары. Информация должна быть доступной, присутствовать в соцсетях, например. Еще одной существенной помощью для нас может стать создание профессиональных сообществ, где участники рынка имели бы возможность делиться опытом. Однако я не могу сказать, насколько именно наш сегмент готов к такому формату общения. Есть предположение, что молодые компании не могут определить для себя, что именно является для них коммерческой тайной, а что нет. Ведь конкуренция на рынке очень высокая".
Источник: https://po-expotech.ru/press/smi/ekskavator-ru-dekabr-2017/
Всегда готовы ответить на ваши вопросы: https://po-expotech.ru/contacts/