Не менее интересное направление систем автоматизации - это кассы самообслуживания.
Они, как и киоски самообслуживания, решают важнейшие проблемы предприятия: повышают скорость обслуживания, сокращают очереди, автоматизируют процессы.
На данный момент наибольшее распространение получили следующие системы:
- Self-checkout
- Scan-pay
- Self-scan
Касса самообслуживания Self-checkout
Касса самообслуживания, которая дает покупателю возможность самостоятельно сканировать, взвешивать и оплачивать товары. При таком сценарии работы сотрудники магазинов не связаны со сканированием товаров и работой с наличностью, что исключает возможные мошеннические действия.
При оплате продавец может случайно или намеренно ошибиться при выдаче сдачи покупателю. С кассой самообслуживания такого быть не может, техника не ошибается. Более того, у кассы самообслуживания есть информация не только о ценах, но и сколько весит каждая товарная позиция в магазине. Покупатель не сможет отсканировать один товар, а положить в пакет другой, система просигнализирует при расхождении по весу. Но это не все преимущества, из-за которых крупные ретейлеры так полюбили это решение. На одинаковой площади касс самообслуживания помещается больше, нежели традиционных. Это позволяет разгрузить кассовую зону и снизить потребность в персонале.
Касса самообслуживания Scan-pay
Данный метод работы подразумевает участие сотрудников магазина только на этапе сканирования покупок, а оплату покупатель производит самостоятельно на отдельных терминалах.
Технология гораздо эффективнее традиционных касс, так как сотрудники быстро сканируют товары, выдают пред-чек, после чего покупателю остается оплатить товар на терминале. Так же, как и в прошлом решении, исключены любые злоупотребления со стороны сотрудников, так как нет взаимодействия с наличностью. Дополнительной мерой контроля является сканирование чехов на выходе из зоны оплаты.
Касса самообслуживания Self-scan
Относительно новая система самообслуживания. В работе она схожа с технологией Self-checkout, только для самостоятельного сканирования товаров при входе в магазин покупателю выдается мобильный сканер. Покупатель сканирует покупки по мере наполнения корзины, остается только подойти к кассе самообслуживания, далее система автоматически загрузит данные из сканера в кассу и предложит их оплатить.
Используя сканеры, покупатель всегда видит текущую сумму покупки, может сверить стоимость определенного товара, узнать информацию об акциях и специальных предложениях. Эта система технически сложнее предыдущих, однако вызывает больший интерес у покупателей, что положительно сказывается на продажах в магазине. Конечно, надо учитывать, что покупатель может отсканировать не все товары из корзины и перейти к оплате. Для этих случаев предусмотрены выборочные сверки данных на сканере и в корзине покупателя. Алгоритм отбора для сверки учитывает большое количество факторов, рассказывать о которых мы, естественно, не можем.
Будущее касс самообслуживания
Мы рассказали про самые популярные и доступные типы касс самообслуживания. Технологии постоянно развиваются, поэтому на рынке касс самообслуживания всегда появляются инновационные решения. Например, уже реализована технология с маркировкой товаров RFID-метками, исключающая использование ручного сканера. Достаточно просто подойти к кассе самообслуживания и итоговая сумма к оплате отобразится на экране терминала.
С появлением технологий оплаты с использованием FaceID пропадает необходимость в кассах. Покупатель может взять товар в магазине и просто отправиться на выход. Выбранные товары в магазине определяются по магнитным меткам, а система распознавания лиц на выходе из магазина автоматически идентифицирует покупателя и спишет с его счета необходимую сумму.