Найти тему
Я так вижу

"С крестом на груди" - как сложилась судьба любимой пианистки Сталина?

Судьба Марины Юдиной уникальна, как и её пианистический дар.

По воспоминаниям близких, она с детства была разносторонне развитой и имела очень широкий кругозор и волевой характер.

В тяжелом для России 1919 году она принимает крещение, пойдя на перерез формирующейся действительности. Она даже хотела стать монахиней, но ее останавливала мысль об ответственности перед своим призванием и служением в этом мире. С этого года она стала носить платье в пол из черного бархата, которое делало ее фигуру монументальной. Поверх платья для выходов на сцену она надевала огромный христианский крест. Такое в Советском Союзе себе позволить могла только она. Платье почти всю жизнь было единственным в её гардеробе и с годами все больше напоминало рясу.

В 1921 году она заканчивает Ленинградскую консерваторию и остается в ней преподавать. Её концертная деятельность приносила ей неплохие гонорары, но все деньги она раздавала нуждающимся, отправляла их политическим заключенным, среди которых было немало талантливых людей. Позднее, во время Отечественной войны, она кормила своим пайком несколько семей, ездила в блокадный Ленинград с концертами, размещая предварительно на московских столбах объявления: "Лечу с концертами в Ленинград. Принимаю посылки весом до 1 кг".

-2

Быт её, как можно понять, был простым, даже аскетичным. Но чего у нее всегда было много в доме - это книги, они занимали все пространство от пола до потолка. А вот своего рояля у легендарной пианистки не было всю жизнь. Долги за его аренду висели над ней как дамоклов меч. После её смерти рояль вынесли подъемным краном через окно её квартиры...

Её удивительная проникновенная игра позволила ей стать лучшей исполнительницей И.С. Баха, В.Моцарта, Ф.Шуберта. Она была несравненна. Зрители очень любили её и никогда быстро не отпускали со сцены, дарили ей множество шикарных букетов, на что она отвечала: "Зачем вы? Лучше бы отдали деньгами и я бы N лекарства оплатила".

-3

Но Советская власть считала иначе. В 1930 году в центральной советской газете появилась статья "Ряса на кафедре". В рамках борьбы с религией Марину Вениаминовну тут же уволили. В 1932 году ей удается получить место профессора в консерватории Тбилиси, а с 1936-го, не без помощи именитых друзей, она перебирается в Москву и работает в Московской консерватории и параллельно в Институте им. Гнесиных.

Из консерватории ей пришлось уйти в 1951-м. Из-за поддержки Игоря Стравинского, который уже эмигрировал, из Института она уходит в 1960-м. С этого же года ей было отказано в записях. Последний концерт гениальной пианистки состоялся в 1969 году.

-4

Самый невероятный и популярный случай из биографии Марины Вениаминовны связан с Иосифом Сталиным. "Отец народов" любил классическую музыку и особенно ему понравилось исполнение Юдиной Концерта № 23 В. Моцарта. Сталин попросил у Радиокомитета пластинку с записью, который, естественно, не существовало. Юдина с оркестром были вынуждены сделать запись той же ночью, утром единственный экземпляр был у Сталина на даче. Говорят, когда "вождь всех народов" умер, Концерт в исполнении Юдиной - последние звуки, которые он слышал.

-5

На следующий же день, она получает от Иосифа Виссарионовича конверт, где лежат 20 000 рублей - невероятно огромные деньги и диплом о присуждении Марии Вениаминовне Сталинской премии первой степени. У Юдиной по-прежнему нет ни квартиры, ни рояля, но она всегда говорила "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною, так говорил Христос и я следую". Она была убеждена, что художник должен быть беден.

В качестве благодарности, она написала Сталину письмо, которое могло подписать её приговор: "Я буду денно и нощно молиться о том, чтобы Господь простил Ваши чудовищные преступления перед народом, который верил Вам. Я отказываюсь от Сталинской премии, а деньги посылаю на ремонт храма и во спасение Вашей души". Но её не тронули и даже, по её словам, никогда не вызывали на допрос.

Более того, ей разрешалось ездить в ссылку к репрессированным священникам, исполнять произведения "опальных" композиторов - С. Прокофьева, И. Стравинского, поддерживать храм Николы в Кузнецах. Она отдавала туда почти все свои деньги. Д. Шостакович вспоминал, как она обратилась к нему с просьбой одолжить 5 рублей – застеклить разбившееся окно, стояли морозы. Разумеется, он дал ей деньги – а навестив спустя какое-то время, увидел все то же разбитое окно было заткнуто тряпкой. «Как же так, Мария Вениаминовна? — Я отдала деньги на нужды церкви».

Другой случай еще более невероятный. Юдиной выхлопотали квартиру, чтобы она могла заниматься и отдыхать, но чуть позже она снова приехала и попросила о помощи в получении квартиры. "Как? Мы же получили для тебя квартиру! Зачем тебе еще одна? — Я отдала квартиру одной бедной старушке".

Личная жизнь пианистки не была насыщенной. Лев Пумпянский, литературовед и музыкальный критик, сделал ей предложение, но по настоянию отца она его отвергла. В зрелом возрасте Мария Вениаминовна была помолвлена, но так и не вышла замуж. Ее жених, Кирилл Салтыков, который был её учеником, сорвался и разбился в горах накануне свадьбы.

Незадолго до смерти Марию Вениаминовну сбила машина на площади Восстания в Москве – после она уже не оправилась и не играла. Несмотря на свою скромность, даже Марию Вениаминовну возмутило, как обращались с ней врачи — "тыкали", называли "бабкой". Даже находясь в тяжелом состоянии, она стала хлопотать за соседей по палате, спрашивала друзей - кто бы влиятельный мог помочь тому или иному незнакомому человеку. До последней минуты она чувствовала, что может помочь, а о себе не беспокоилась. Её не стало 19 ноября 1970 года.

Судьба не всех гениальных людей в СССР складывалась так благосклонно. О судьбе Всеволода Меерхольда вы можете прочесть здесь: О каких пытках писал Мейерхольд из тюрьмы Молотову?