Давным-давно, в прошлой советской жизни я работала учителем в школе с математическим уклоном.
Специализированных школ для одарённых детей в нашем провинциальном городе тогда не было. Классы для учеников со способностями к математике организовывали в каждой параллели – это были классы под буквой «А». А в классах «Б», «В» и «Г» учились все остальные дети микрорайона.
В одном из обычных выпускных (в то время десятых) классов учились мальчики-близнецы – Александр и Иван. Учились, что называется, с "тройки" на "двойку". В каком классе был потерян интерес к учёбе – никто и не помнил. Возможно, он никогда не проявлялся – с первого класса.
В этой школе было принято создавать условия для подготовки одарённых в области точных наук старшеклассников к олимпиадам разного уровня. Среди других предметных кружков очень результативным был кружок любителей физики. Его руководитель Наталья Леонидовна считалась очень «сильным» учителем физики. Но вести уроки в школе не могла из-за профессионального заболевания – у неё был хронический ларингит. Работала во Дворце пионеров, и по приглашению директора нашей школы готовила интересующихся физикой ребят к интеллектуальным конкурсам.
Александр и Иван дружили с одним из мальчиков, посещавших этот кружок. Однажды после уроков они ждали в школьной рекреации окончания занятия кружка, чтобы обсудить с другом какие-то важные вопросы. И мешали техничке, спешившей сделать влажную уборку между сменами. Чтобы избавить себя от ворчания недовольной женщины, парни попросили у Натальи Леонидовны разрешения посидеть в кабинете. Педагог не возражала. Братья сели на последнюю парту в углу класса.
А участники кружка увлечённо решали сложную задачу олимпиадного уровня. И задача никак не решалась. Александр и Иван невольно стали наблюдать за процессом. Затем переглянулись – и высказали свою идея. Предложенный вариант оказался очень разумным. «Физики» подхватили идею, обеспечили теоретическим обоснованием – и – просто чудо – задача решилась.
Наталья Леонидовна похвалила братьев. Вероятно, одобрение учителя было для них редким событием. А может быть увлёк процесс коллективного поиска решения задачи. Что происходило в головах у ребят, не знает никто. Но они переглянулись ещё раз и попросили у Натальи Леонидовны разрешения посещать занятия этого кружка. Педагог не возражала. Через полгода оба брата заняли призовые места в городской олимпиаде по физике. А после окончания школы - тоже оба - поступили в престижные московские вузы. У ребят, которых все, включая их самих, девять лет считали неперспективными учениками, оказалось нестандартное мышление. Очень редкое и ценное качество для специалистов в области технических наук. Может быть, именно нестандартность мышления и не позволяла им успешно включаться в универсальный учебный процесс.
Ещё одна история – это уже не прошлое, а настоящее. Бухгалтер организации, в которой я работала - Галина - обладает острым умом, гибким мышлением и феноменальной памятью на числа. Несколько лет я наблюдала, как она мучается с нерадивым сыном. С момента, когда мальчик пошёл в школу, часть воспитательного процесса ей приходилось осуществлять по телефону. Это знакомо многим работающим мамам. Руслан не хотел садиться за уроки, не мог следить за школьными принадлежностями, не проявлял никакого интереса к учёбе. И так с первого по девятый класс. Встретила её недавно. Поинтересовалась, как дела у сына. Говорит:
- Вы знаете, очень хорошо. Решил поступать на факультет информационных технологий. Взял учебники по алгебре за все классы – и всё выучил сам. За первую и вторую четверть в десятом классе пятёрки по математике и информатике.
Вот вам и пожалуйста – мотивация плюс гены могут горы свернуть.
Конечно, столь яркие метаморфозы встречаются очень редко.
Но я о том, что если у ребёнка что-то не получается, хорошо бы разобраться в причинах.
А они могут быть самыми разными. И чаще всего их истоки – на ранней стадии обучения.
Можно выделить наиболее часто встречающиеся – руководствуюсь только своими личными наблюдениями.
Во-первых, недостаточная подготовленность ребёнка к школе. Неумение читать и считать к моменту поступления в нынешнюю школу обрекает ребёнка на неудачу. В лучшем случае – на перегрузки. Потому что сейчас школьные программы в первом классе не предполагают времени на формирование элементарных ключевых навыков.
Во-вторых, психологические проблемы. Например, совместимости с одноклассниками и/или учителем. Моя мама была учителем и работала в школе, в которой училась я. Мне это очень не нравилось. Когда я тоже стала учителем, решила, что дети никогда не будут учиться в моей школе. Отвела старшую дочь в школу по микрорайону проживания. Через месяц примерно вижу, что происходит что-то не то. Ничего не рассказывает, на все мои расспросы о школе молчит. Пошла к учительнице. Она говорит: «Да, замкнулась. Не отвечает, ни с кем не разговаривает». Я не стала выяснять причины. Забрала документы, перевела в свою школу и посадила в класс к учительнице, в профессионализме которой не сомневалась. Всё быстро нормализовалась, закончила учебный год «ударницей». С младшей дочкой не экспериментировала, сразу подали документы в мою школу.
В-третьих, пробелы в знаниях. Особенно это актуально для знаний математических, которые всегда строятся по линейному принципу. Самый простой пример – если у ребёнка не доведён до автоматизма устный счёт в пределах десяти – запрограммированы проблемы при изучении последующих тем. Каждый ребёнок индивидуален, не все схватывают информацию и логику объяснения темы на лету. А школьные программы сейчас, по моим наблюдениям, устроены так, что время на отработку навыков в большинстве случаев не предусматривается. Поэтому имеющие финансовые возможности родители нанимают репетиторов для своих учеников уже с начальной школы. Многие родители берут на себя функции учителя – объясняют, отрабатывают, покупают дополнительные учебные пособия. Нужно ли объяснять, что происходит с детьми, родители которых ограничены в финансах и времени?
В четвёртых, отсутствие индувиализации в организации школьного учебного процесса. Очень хорошо, что внутри всеобщего среднего (в смысле «усреднённого») образования появились вариации. Если способности ребёнка ярко выражены с раннего детства, можно выбрать школу с соответствующим уклоном. Причём не только математическим и языковым, а, например, музыкальным или спортивным. Но мне кажется, этого мало. Потому что проявление способностей и формирование интересов редко происходит в раннем возрасте. И поэтому хорошо бы обеспечить качественное базовое образование каждому ребёнку хотя бы первые 6-7 лет обучения в школе. А для этого нужно научиться одинаково результативно учить детей с разным типом мышления. Сейчас много говорят о том, что доминирующим может быть левое или правое полушарие. В первом случае будет преобладать логическое мышление, во втором – образное. При этом вся система обучения – от структуры до методик и инструментов – ориентирована на логическое восприятие информации. Думаю, если бы в системе образования был альтернативный вариант обучения – для людей с доминантным правым полушарием, гораздо больше учеников дружили бы с царицей наук – математикой.
Моя младшая дочь училась в гуманитарном классе лицея. Помню, на одном из родительских собраний завуч школы Сергей Львович рассказывал о своём школьном детстве. Он ярко выраженный гуманитарий – эмоциональный, образное мышление и речь. Закончил филологический факультет, пишет стихи и публикуется. А в школе занимал призовые места на олимпиадах по математике. Делится воспоминаниями: «Формулы летали в моём воображении в виде ярких образов». Видимо, Сергею Львовичу повезло с учителем математики.
Есть ещё в-пятых. Полноценность, точнее, неполноценность питания. Не помню точно источник, но я читала об исследовании, проведённом где-то на западе физиологами и психологами. Группе детей из детского дома в течение определённого времени давали сбалансированный комплекс витаминов и минералов в виде пищевых добавок. У всех улучшились показатели успеваемости. Попробовали повторить эксперимент в обычной школе благополучного микрорайона – никаких изменений в учебе не произошло.
Явно недоедающих детей в относительно благополучных странах думаю, не так много (в процентном отношении). Но неполноценно питающихся, особенно подростков – сколько угодно.
Если разбираться в причинах неуспешности любого ученика (а учиться «средне» - это уже не быть успешным), скорее всего, обнаружится целый комплекс причин. В ряде случаев их можно устранить – при столь же комплексном подходе.
А вам удавалось решить проблемы в учебе – свои или ваших детей? Кто или что помогло вам в этом? Расскажите о своём опыте. Возможно, он будет полезен кому-нибудь.
Ставьте лайки! Подписывайтесь на канал!