Часть 1. Лидер атомной промышленности. Кто он?
Часть 2. Лидеры атомной промышленности: диффузионный метод обогащение урана
Часть 3. Лидеры атомной промышленности: Центрифуга - начало
Часть 4. Лидеры атомной промышленности: Центрифуга - детище гениев
Часть 5.
Ранее я рассказал, как развивалась технология обогащения урана газовыми центрифугами в СССР и России. Сегодня кратко расскажу, как она развивалась за рубежом.
Зарубежная технология применения газовых центрифуг основана на патенте Гернота Циппе.
Именно он работал в группе Штеенбека, создавая в СССР рабочий прототип центрифуги.
Штеенбек и Циппе успели поработать над новой концепцией центрифуги, разрабатываемой В.И. Сергеевым, работали над формой трубок Пито для отбора газа. Это был переходный период от длиннороторным к короткороторным центрифугам, где группа Штеенбека принимала непосредственное участие.
Немецкие специалисты в 1954 году окончательно завершили работы над центрифугой. Штеенбек имел почёт и обширные связи в СССР. У Циппе и Шеффеля подобных связей не было - они работали по контракту, который и предусматривал их возвращение в Германию после завершения исследовательской стадии работ.
Далее их ожидало что-то вроде двухлетнего карантина, полностью отлучавшего учёных от собственных исследований.
В 1956 году Штеенбек, Циппе и Шеффель возвращаются в Германию. Штеенбек остался в ГДР, где начал работать преподавателем в институте физики плазмы имени Фридриха Шиллера. Циппе и Шеффель уехали в ФРГ, и начали жизнь с чистого листа: без работы, связей и опыта в каком-нибудь деле…
Было только одно – 10-летний опыт разработки газовых центрифуг в СССР.
Однако, они были связаны подписанным в СССР обязательством, которое не позволяло предоставлять кому-либо детали, технические характеристики и всё, что связывало их с центрифугами. В общем, подписали соглашение о неразглашении.
Устраиваясь в фирму «Degussa», Циппе узнаёт о скорой научной конференции по проблеме разделения изотопов в Амстердаме. Решив не упускать подобной возможности, Циппе обращается к организаторам с просьбой об участии, однако получает формальный отказ – свободных мест нет. Тогда, на свой страх и риск, он единолично отправляется в Амстердам, где договаривается с местной администрацией, и ему предоставляют место участника.
Этот научный симпозиум объединил 13 стран и более сотни учёных, исследовавших проблему разделения изотопов.
Особый интерес вызвали сообщения о новых методах разделения изотопов: газовая хроматография - для разделения изотопов водорода, электромиграция - для лития, газовые центрифуги - для обогащения урана. Присутствовали и нобелевские лауреаты в лице Гарольда Юри, участников Манхеттенского проекта, теоретика Карла Коэна, специалиста Якоба Бигелейзена, масс-спектрометриста Альфреда О. Нира.
В общем, лучшие умы и учёные того времени.
Циппе, выслушав все доклады (включая доклады по обогащению изотопов урана в газовой центрифуге), понял, насколько современные экспериментальные разработки запада отстают от промышленных образцов, разработанных в СССР. А низкое энергопотребление центрифуг СССР было поразительным преимуществом над всеми представленными на симпозиуме методами.
Услышанное на симпозиуме сильно удивило Циппе и убедило его в катастрофическом отставании запада от СССР в вопросе разделения изотопов. Поэтому он (вопреки подписанному соглашению о неразглашении) принимает решение поделиться своим опытом и знаниями в разработке газовых центрифуг с западным миром.
В конце симпозиума Циппе просит аудиенции с профессором Якобом Кистемакером, который являлся организатором симпозиума. Не с первого раза добившись личной встречи, Циппе рассказывает всё, что ему известно о газовых центрифугах русских; о своих опытах, секретах, а также критикует западные подходы к этому вопросу.
Однако, подобное откровение ничего не дало Циппе, кроме личного общения с всемирно уважаемым профессором.
Циппе устроился на работу в немецкую компанию «Degussa», а профессор Кистемакер получил очень много ответов на неразрешимые вопросы, которые отсеяли большинство тупиковых путей развития центрифужной технологии, которой он занимался в Голландии. Уже спустя два дня Кистемакер распоряжается переконструировать разрабатываемую им центрифугу по подобию описанной Гернотом Циппе. Получив спустя три недели поразительные, как он считал, результаты, Кистемакер лично прилетает в Вену и встречается с Циппе для уточнения деталей. Однако, Циппе отказал ему в дальнейшей консультации, сославшись на запрет распространять любые сведения согласно контракту с фирмой «Degussa».
Не обошлось и без ЦРУ США. Осенью 1957 года Циппе по фальшивому паспорту доставляют в Вашингтон, где он рассказывает все известные ему секреты газовой центрифуги.
Фирма «Degussa» имела свои планы на реализацию идей Циппе и Шеффеля, недавно принятых на работу. Понимая, какие революционные методы знают их работники, и какую огромную потенциальную прибыль это может принести, фирма начала процедуру патентования идей Циппе и Шеффеля.
Заявку на патент подготавливают сотрудники, а патентообладателем будет фирма «Degussa».
Однако Циппе понимал, что без консультаций со стороны Штеенбека ему не обойтись. Вскоре две заявки, поданные на патент совместными усилиями Штеенбека, Циппе и Шеффеля, были зарегистрированы в патентном ведомстве западной Германии.
Первая заявка описывала копию короткороторной подкритичной центрифуги, разработанной в СССР. Вторая заявка описывала способ снижения вибраций ротора надкритичной центрифуги.
В течение года заявки были продублированы в остальных странах, включая США.
Циппе без зазрения совести сдавал все секреты, аргументируя это (по своему собственному признанию в интервью 2003 года) тем, что Советы сами нарушили договор, продержав его ещё два года в СССР.
Штеенбек не публиковал никание работы касательно газовых центрифуг без согласия СССР, понимая, что рискует своей карьерой и сложившимся коллективом в ГДР. Однако есть сведения, что и Штеенбек не информировал компетентные органы ГДР в вопросе консультации Циппе и будущих патентах.
Фирма «Degussa» считала соавторство в патентах с посторонними людьми, особенно из социалистической ГДР – неприемлемым. Поэтому вынесла Циппе и Шеффелю ультиматум.
Штеенбек должен отказаться от любых претензий на патент, либо Циппе и Шеффель будут уволены.
Штеенбек согласился на условия Циппе.
Главным фактором стали романтические отношения дочери Штеенбека Лизелотты и Циппе, которые начались ещё в Сухуми. Однако, они вскоре расстались, а Циппе женился на другой. Штеенбек ещё не раз пожалел о принятом им решении, но было уже поздно.
В США был тщательно изучен отчёт ЦРУ и учёных, опрашивавших Циппе. Комиссия по атомной энергии США заключает контракт с ФРГ, где совместными усилиями и с взаимным обменом информацией должны осуществиться работы по созданию центрифуги. Согласно соглашению, Циппе должен был воспроизвести рабочий аналог центрифуги СССР. В Университете Вирджинии ему выделили лабораторию и все необходимые ресурсы.
За прототип Циппе взял центрифугу, созданную в СССР в 1954 году.
После почти трёх лет работы (с 1958-го по 1960-й год) ему удалось воспроизвести аналог советской центрифуги.
В это же время на фирме «Degussa» Рудольф Шеффель создавал свою копию центрифуги СССР.
Однако, внезапно Герноту Циппе аннулируют визу и досрочно отправляют в Германию. Всё было сделано настолько внезапно, что Циппе не успел закончить официальный отчёт, в результате чего тот содержал множество опечаток, орфографических ошибок и неточностей.
Результаты работы Циппе в США вызвали нешуточный скандал среди политиков и научный резонанс среди учёных.
Продолжение в следующей статье.
P. S. Ссылки на источники теперь находятся в группе Вконтакте!
Скорынин Г.М. Газовые центрифуги для разделения изотопов. Первый трансфер ядерной технологии из СССР // Инф. агентство «ПРоАтом», 05.08.2019.