Найти тему
ActivityEdu

«Юности честное зерцало»: каким правилам поведения учили детей дворян

Оглавление

4 февраля 1717 года свет увидела одна из первых российских книг воспитательной направленности − «Юности честное зерцало». В основе издания − свод правил, которые, по замыслу Петра Первого, были предназначены детям дворян для их обучения этикету и хорошим манерам. Чему учила книга и какие из приведенных в ней советов остаются актуальными и в наши дни – рассказываем в статье.

Авторами «Юности честного зерцала» предположительно являются епископ Рязанский и Муромский Гавриил и сподвижник Петра Яков Брюс, а источниками − иностранные, в основном немецкие, книги схожего назначения. Есть предположение, что в создании отдельных глав принимал участие и сам Петр Первый.

Писать по-новому, чтить Бога и царя!

В первой части книги представлена новая для того времени азбука и арабские цифры, благодаря чему документ можно считать пособием на пути перехода России от церковно-славянского шрифта к гражданскому на письме и в печати.

-2

Кроме азбуки и новых цифр, в первой части содержатся несколько нравоучительных писем, основным посылом которых стали идеи о том, что Бог и царь − единственные, кого стоит бояться, главные, кого стоит любить, первые, кого стоить чтить. 

Приведем несколько отрывков из этой части книги.

О заботливом отношении к родителям

-3

Заботься об отце, когда он станет старым.

О немногословности 

-4

Кто меньше говорит, тот знает меньше печали из-за последствий сказанного.

О важности терпения и старания 

-5

Ум и терпение − залог успеха.

Наставления на этом не заканчиваются, но больший интерес, на наш взгляд, представляет вторая часть книги, в которой приводятся непосредственно правила поведения и этикета, которым надлежало следовать всем молодым дворянам.

Стоит отметить, что правила поведения для девушек были более четкими и определенными: двадцать добродетелей, некоторые из которых описаны наиболее подробно. Рассмотрим некоторые главы детально.

Глава «Девической чести и добродетели венец»

Девушка должна быть богобоязненной. Об этом свидетельствуют целых 8 пунктов наставлений: любить Слово Божие, охотно ходить в церковь, причащаться, размышлять о своих грехах, молиться, исповедоваться, верить в Бога твердо и без сомнений, носить крест. 

-6

Кроме этого, девушка должна:

  • быть приветливой («приятность и услужливость с благочестными, но с умыслу не изображать»);
  • соблюдать личную гигиену и выглядеть опрятно («в пристойном убранстве себя содержать умеет»);
  • быть трудолюбивой («дабы человек из младости привыкал к работе и мысли»);
  • быть благочинной («человек все свое злое желание обузданным воздержит, что в устах, что в поступках»);
  • быть милосердной («со благонравием сожаление и терпение имеет»);
  • быть стыдливой («человек злой славы и бесчестия боится, и от явного греха бегает»);
  • соблюдать целомудрие («человек без всякого пороку и внутренне душою чисто себя вне супружества содержит»);
  • быть бережливой («в настоящем времени тем, что ему бог определил, довольствуется»);
  • быть щедрой («человек из собственного своего нищим уделяет»);
  • отличаться молчаливостью («охотнее надлежит слушать, а не говорить»).

Согласитесь, большей частью из перечисленных добродетелей не мешало бы обладать и современным девушкам.

Глава «Девическое целомудрие»

В этой главе рассказывается, какими манерами должна обладать благочестивая девица. Вот что предписывалось молодой особе:

  • Опускайте глаза вниз каждый раз, когда видите добра молодца. Так вы убережете сердце от любовных чар его.
  • Ваши щеки должны гореть краснотой, ибо целомудрие есть стыд всего грешного и бездуховного. («Кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет»). А если не стыдно - пейте красное вино с корицей и сахаром. Станет жарко и ланиты обязательно запылают.
  • Не забывайте про уши! В красноте своей они не должны уступать щекам.
  • Смеяться, разговаривать, веселиться и петь песни... Лучше просто забудьте об этом. Для той, что хочет замуж, это запретное поведение.
-7

Глава «Девическое смирение»

Описанию этого качества тоже посвящен целый раздел. Однако, в отличие от внешних проявлений целомудрия, смирение − состояние внутреннее, девушка должна «иметь сердце человеческое, любящее».

Смирение приравнивали в великой мудрости, считали ее началом пути к спасению души («кто невысоко поднимается, тот не высоко и падает»; «всегда тебе,Боже, молитва смиренных и уничиженных угодна»). 

-8

От юношей смирения тоже в некоторых случаях требовали, чаще по отношению к родителям: их нужно почитать и уважать. Так оно было, есть и будет. 

Каким еще правилам поведения должен следовать юноша − об этом говорится в разделе «Показания к житейскому обхождению».

Показания к житейскому обхождению 

Правила благоразумного поведения и этикета должны были помогать отрокам ориентироваться в любой жизненной ситуации. Во второй части книги немало мудрых советов, которые могут пригодятся и в наши дни: не держать в себе гнев и ярость, не устраивать вражды и ссор, не провоцировать скандалы.

-9

Здесь же приводятся и правила, которые в петровскую эпоху только вводились, а в наше время устоялись как нормы этикета. К примеру, ни один воспитанный человек в современном обществе на людях высмаркиваться и плеваться не станет. 

-10

А вот одно из показаний для поведения за столом: 

-11

Еще один актуальный совет, предписывал больше слушать и меньше говорить.

-12

Свод правил, сформировавший современные нормы поведения

«Юности честное зерцало» − не просто книга. Этот свод правил, хотя и распространялся только на представителей дворянского сословия, был очень популярен на протяжении нескольких столетий, выдержал четыре переиздания и во многом сформировал нормы современного этикета. Не смотря на то, что многие из советов, описанных на страницах, потеряли актуальность», отдельные из них стали применяться именно после появления издания и сегодня воспринимаются как должное.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.