29 октября 1955 года произошла одна из самых известных катастроф в истории Черноморского флота – в Севастопольской бухте взорвался линкор «Новороссийск», в результате чего погибло 614 человек.
Корабль до 1948 года входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре». На воду он был спущен 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар». В ходе Первой мировой войны, в которой участвовало судно, девиз был изменен на «Цезарь здесь!».
После Второй мировой войны итальянские боевые корабли были разделены между странами-победительницами. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».
В июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Однако вооружение и системы управления огнём не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоянии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты. Модернизация различных систем линкора происходила вплоть до 1955 года.
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Швартовка прошла нештатно — старпом, капитан 2-го ранга Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая вр. и. о. командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля Сербулов.
29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктора Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным, поскольку носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.
Спасти удалось только 9 человек, 614 погибли. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
Существует несколько версий причин трагедии. В частности, наиболее вероятной называлась детонация корабельных боеприпасов, однако она отпала, потому что установлено, что взрыв произошел снаружи, а не изнутри судна.
Официально было объявлено, что причиной гибели «Новороссийска» стала донная мина, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными.
Есть немало и неофициальных версий, которые выдвигают различные исследователи. Одна из них – намеренный подрыв корабля командованием после дискуссии о направлениях развития флота на совещании в Севастополе в сентябре 1955 года.
Широко обсуждалась и версия диверсии, организованной итальянскими боевыми пловцами. Кроме того, возможно, что взрывчатка была заложена внутрь корабля при его передаче от итальянских ВМС советскому ВМФ. В частности, один из участников передачи Юрий Лепехов утверждал, что взрыв донной мины привел к детонации заряда, который был заложен на корабле итальянскими моряками. Во время приёмки, по словам Лепехова, он и другие участники комиссии осматривали корабль и уткнулись в глухую переборку в носовой части линкора. В переборке ранее были три так называемых «флорных выреза», но в момент осмотра комиссией они были аккуратно заварены. Тогда этому не придали значения, но теперь Лепехов полагает, что за этой переборкой находился мощный заряд взрывчатого вещества. Данный заряд должен был быть приведён в действие через какое-то время после передачи корабля, но этого не произошло. Зато уже в 1955 году именно этот заряд, по мнению Лепехова, послужил основной причиной гибели корабля.
Новый интерес к изучению настоящих причин, приведших к гибели "Новороссийска", возник в июле 2013 года. Тогда ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» в составе итальянской Xª MAS (десятой флотилии штурмовых средств), экс-сотрудник итальянской службы военной разведки, немецкой СД и эксперт по шифрованной связи Уго Д’Эспозито признал, что боевые пловцы из расформированной ранее итальянской Xª MAS причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск» в 1955 году, после того как восемь боевых пловцов, выполнявших поручение итальянских служб и действовавших от имени НАТО, установили заряды на киль корабля.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ".
Читайте также: * Десятка кораблекрушений на Черном море
* Топ-10 секретных объектов Крыма или Эхо Холодной войны
* Топ-10 аномальных явлений природы