Еще летом писал статью о том, как правительство Москвы заботится о нашем физическом здоровье с помощью оптимизации остановок общественного транспорта (в конце будет ссылка). И вот настало 1 февраля и у нас очередное небольшое повышение цен на проезд. Но я хочу даже не об этом рассказать, а о том как из нас пытаются сделать «зайцев» и заставить заплатить штраф, который намного поднимает цену на проезд. И так начнем.
Типичное утро. Вам надо на работу. Да. Если вы работаете регулярно, к примеру, «пятидневка», то у вас все схвачено. Есть, какой единый, или ТАТ, или… Вы заранее все купили и оплатили. Но… Если ваша работа не регулярна и поездки на разном виде транспорта приходится совершать время от времени? Единые не выгодны. Мне вот до работы раньше удобно было пользоваться двумя видами транспорта троллейбус и потом пересадка на трамвай. Был такой ТАТ на 60 поездок и действовал 90 дней. Но его отменили по «многочисленным пожеланиям нерентабельности». Мне он был удобен. Наверное, и не только мне. Ну да ладно. Будем платить «Тройкой» как положено за поездку или «90 минут» по случаю. Да это дороже, но альтернативы еще дороже. Но… Как платить? Деньги как-то на карту надо положить. Раньше, буквально лет 10 назад чуть ли не каждой остановке стояла будка с бабушкой, которая продавала билеты ,а позже заливала деньги и проезды на «Тройку». Опять из-за нерентабельности будки убрали. Нет не все, у значимых «транспортных узлов» (и кто это определяет?) они остались. А это, обычно, станций метро, в которых и так можно «Тройку» пополнить – масло-масленое. Да еще вместо будок понаставили терминалов на улицах, с возможностью оплаты. Толи опять сэкономили на самих терминалах, толи экономят на обслуживании, но работают они через раз-на-пятый. То картоприемник «Троек» отказал, то при оплате картой платеж не проходит, то просто «временно не обслуживается». Не редки случаи когда эти терминалы просто съедали «Тройки» безвозвратно. Ну даже если предположить что он работает, то где этот терминал расположен? А все там же, у транспортного узла, где уже есть «будка с бабушкой» и вариант оплаты в метро. Это уже не масло масленое, это просто масло сидит, на масле едет и маслом погоняет. Видимо на тот случай если что-то работать не будет (бабушка или метро), что бы альтернатива была. Но вся эта альтернатива на расстоянии, лично у меня в 1км, и это не новая Москва, а вполне себе средне-старая. Многие скажут, что есть вариант положить деньги на «Тройку» из дома, с помощью банковской карты и приложения. Да есть. Положить можно. Но воспользоваться положенными средствами можно только после их активации у желтого терминала, опять где? Да там же, в метро! Про масло больше не буду. Ну, на нынешний момент, появилась возможность оплаты проезда в наземном транспорте с помощью банковской карты или мобильника, если они поддерживают бесконтактные платежи. То, что не у всех такое есть, особенно, кто этим транспортом пользуется, это еще полбеды. Вторая половина это цена проезда при такой оплате, которая выше оплаты по «Тройке», но хоть ниже чем «билет у водителя». И есть еще «третья половина», которая сама по себе очень странная. У меня банковская карта не сбера и не втб (может там все и нормально). Так вот при ее использовании приходит смс о резервировании средств на сумму проезда. Ну в принципе нормально. Но после двух-трех использований за один день при следующем прикладывании, валидатор выдает, что платежи с карты блокированы (или что-то подобное) и красный крестик. Деньги на карте есть, система работает, а заплатить нельзя. Ну вот как так? Там еще новое правило что «безбилетным считается пассажир, который не произвел оплату при посадке». Хорошее правило! Просто отличное! Для выписки штрафа! Вы в автобус прыг, спереди бабушка мучает валидатор «пенсионным», двери сзади хлоп и автобус поехал. Бабушка, наконец, доказывает валидатору, что она пенсионер и проезд у нее бесплатный. Вы прикладываете банковскую карту (или телефон), а вам «заблокировано» и «красный крестик». Контроллеры стоящие рядом берут вас под белые рученьки и прессуют по полной. Доказывать что у них система кривая бесполезно, т.к. формально они правы – не оплатил при входе и все. На слова «я вот сча у водителя куплю», вам ответ «а о чем вы думали, когда в заднюю дверь садились?». О чем думал? Ну, точно не о том, что оплата проезда не сработает, нам же так это рекламировали. И вишенка на торте о той самой оплате проезда у водителя. Всегда можно оплатить проезд, купив билет у водителя, пусть втридорога, но можно! Или нет? Пошарив по лопатнику и карманам, выясняется, что нала у вас нет. А есть только карточка (телефон) с безнальными средствами. И куда ее водителю прикладывать или вставлять? Вот, к примеру, маршрутчиков обязали при себе иметь терминалы, и они даже по большей части их имеют. А обычный наземный транспорт никто не обязывал, и терминалов у водителей нет. Выходим из автобуса. Мы же не «зайцы». Далее как фильме «беги Форест, беги» до….
Ладно. Как говорится «сам виноват», что «заранее не озаботился» наличием денег на "Тройке" или налом в кармане. «Бежим» к… Терминалу. Как я говорил ближайший в 1км. Добегаем. Читаем «временно не» и…. Идем к другому….Еще 200м и мы у цели! Пытаемся вставить карту «Тройка», она исчезает – это хорошо, приемник работает. Жмем с остервенением (а иначе не жмется) нужные опции, выбираем оплату «банковской картой» и…. «Платеж не принят»….Отлично….Пять минут опять в пустую. Вдалеке, опять метров 200, маячит будка. Ну там точно все сбудется! Добегаем и… «ПЕРРРЫВ на». «Шо опять?!». Да именно. Ну тут рядом вход в метро. Буквально метров 50! Идем. Лестница вниз. Очередь, хоть в кассу, хоть к терминалу. К кассе дольше, зато сама операция быстрее чем в терминале где: нажмите, выберите, приложите, введите и т.д. Ну да ладно. Главное результат. И, наконец, вы получили заветное : деньги на «Тройке». Обратно против течения людей (нам в метро не надо), вверх по лестнице. И метров 200 до остановки нужного вам транспорта. Она, как назло, у того первого нерабочего терминала. Итого 1.6 км пехом и минут 30 потраченного времени. Ну я конечно понимаю, что такое «невезение» бывает редко, но на моей памяти случалось несколько раз. Причем я останавливался на пункте, где валидатор отказывал мне в приеме средств с банковской карты. Именно останавливался внутри автобуса и ехал «зайцем». Или ехал те самые 1км на автобусе опять «зайцем», а там набегавшись, между всеми возможностями оплаты, осуществлял задуманное. Контролерам не попадался, слава богу.
Вот и получается что хоть возможностей и великое множество, но все они какие-то кривые, недоработанные, непродуманные. А кому это выгодно? Конечно, тому кто, это все придумал (недодумал сознательно), ведь выгоднее выписать штраф в тысячу, чем организовать все по нормальному и получить с этого жалкие >50р. Помню в СССР, нужно было, опустить пятак и отмотать билет, или отдать пятак кондуктору. Позднее, когда ввели талоны, они без наценок продавались на каждом углу. Даже карточки с магнитной полосой одно время в газетных киосках продавали и палатках. Теперь в киосках их нет, а палаток вообще нет. Да и правило что «безбилетный, это тот, кто до следующей остановки» как-то логичнее. Вдруг в автобусе окажется знакомый (или просто добрый самаритянин), который ссудит вам 50р или проезд.
Нет! Не для возможности честной оплаты проезда все сделано, а для возможности отжать у вас законным путем тысячу, в виде штрафа.
Анекдот в заключении:
«-Заяц –, сказал контролер, подбирая с асфальта слетевшую с убегающего безбилетника меховую шапку.»
И ссылка: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa1d66c3edd100b0f7dbfe/transsport-5cfa1ddd253cb300aec64b90