В Брестской области есть небольшой агрогородок, который называется Мотоль. Населения там менее четырех тысяч человек. В 1941 году там немцами было организовано гетто для евреев. Сколько там погибло людей неизвестно, но только весной 1942 года было уничтожено более 1500 человек. В этом же году погиб на войне военнослужащий британской армии Михаэль Вейцман, он был сыном уроженца Мотоля Хаима Вейцмана.
Хаим родился в 1874 году, учился 50 километрах от родного дома - в Пинске, а в 18 лет вдруг решил продолжить обучение в Германии. И, надо сказать, не зря тогда тогда он сделал этот выбор. Ему удалось получить докторскую степень и стать профессором. Он становится автором ряда патентов по химии. Его знают не только в Германии, но и Франции, Швейцарии. Уже в 30 лет его приглашают преподавать биохимию в университете Манчестера. Но помимо научных мыслей и педагогических наработок в его жизни была и другая сторона.
Вейцман не просто сторонник сионизма, он активный деятель этого движения. На рубеже XIX-XX веков идея создания еврейского государства набирала большие обороты, и этот вопрос все более проявлялся в реальных очертаниях. Но Хаим предостерегал от необдуманных действий. В своих выступлениях он говорил, что не политикой единой живут народы. Вейцман призывал в первую очередь думать об экономики, культурной и научной составляющей будущего государства. Эти слагаемые, считал он должны стать скрепляющей основой для единого народа.
Слова Вейцмана воспринимались не всегда с восторгом. часто считали, что он замедляет процесс продвижения к созданию государства, но Хаим упорно предлагал именно науку в качестве движущей силы сионистского движения.
В 1903 году англичане предложили евреям легкий путь к получению своего государства. Чемберлен выдвинул вариант формирования в Кении еврейского государства, которое был называлось Уганда. Расселение лояльного к Британии населения на этих территориях предполагало дальнейшее закрепление позиций Лондона в Восточной Африке. Но Вейцман был одним из главных противников этой идеи. Когда англичане удивлялись, что им не нравится в этой идее, то он в ответ спрашивал согласились бы они променять Лондон на Париж. Добавлял, что Иерусалим был столицей израильского государства, когда Лондон был болотом. При этом, Хаим всегда оставался лояльным британской Короне и соблюдал интересы Англии в политике.
Популярность Вейцмана в Великобритании росла. Первая Мировая внесла в этом вопросе серьезную роль. Хаим своими химическими открытиями помогал армии, находя более дешевые пути создания ацетона, а политическими действиями способствовал продвижению идеи создания и участия в войне Еврейского Легиона. Этот национальный полк был очень полезен для повышения в обществе имиджа евреев, а обозначения их роли как общности, как единого полка послужит хорошим подспорьем формирующейся государственной нации.
Поэтому, представляется логичным, что именно Хаим Вейцман становится главным представителем Британии в вопросе оценки "Палестинского проекта". Он становится главой Сионистской организации. Сотрудничает с Эйнштейном, способствует открытию учебных и научных заведений на территории будущего Израиля. Помогает переселению ученых из мрачнеющей Германии на работу в новые университеты Палестины.
Во Второй Мировой Вейцман точно повторяет свои действия тридцатилетней давности: помогает фронту через химические разработки, а также способствует формированию еврейских национальных отрядов на фронт. Но теперь Хаим понимал, кто диктует мировую политику на меняющейся геополитической карте, поэтому всё больше контактов у него происходит с Соединенными Штатами.
Первые 100 миллионов долларов новое государство Израиль получило от США, а кандидатура Вейцмана была поддержана ими и Британией на первых президентских выборах.
Но ему уже далеко за 70. Он становится своего рода символом долгой борьбы за возвращение национальной и государственной идентичности еврейского народа, воплощенной в реальное свершение. Его племянник Эзер тоже стал президентом Израиля, но случилось это через 40 лет после смерти Хаима. Через семь лет племянник-президент был обвинен в коррупции и ушел в отставку.
Читаем также про Голду Меир.