Действительно,третий курс это середина. То есть учились курсанты в среднем мореходном училище на судоводительском отделении четыре с половиной года.
Вот собственно, после окончания практики и небольшого летнего отпуска и начался процесс обучения.
На третьем курсе преобладали уже больше предметы по специальности. Навигация, лоция, теория корабля, мореходная астрономия, морское дело, радионавигационные и рыбопоисковые приборы.
Множество предметов по специальностям других профессий рыбопромыслового флота. Затрагивались почти все специальности и судовые механические установки и ихтиология и промышленное рыболовство.
Конечно же присутствовали гуманитарные предметы, такие как экономика, обществоведение, где проводилась экономическая и политическая подкованность будущих штурманов.
Виталику нравился сам процесс обучения, преподаватели почти все, как один знали дело в совершенстве и преподносили свои предметы ясно и доходчиво.
Были конечно исключения. Очень ревностно курсанты относились если появлялись новые преподаватели, еще не "обкатанные".
Например, когда после уроков "старика" Шустера Авива Яковлевича, начал преподавать радиолокацию, молодой тогда преподаватель Гаркуша, курсантская среда гудела. Сыпались подколки в адрес преподавателя, относительно внятности его речи и знания предмета.
Понятно, что подростки, очень жестки и несправедливы бывают порой .
Прошло время и молодой преподаватель тоже стал асом.
Были непререкаемые авторитеты из преподавателей, одним из которых являлся, уже выше упомянутый, пом. капитана по учебной работе на "К.Полухине" , начальник судоводительского отделения, по совместительству - преподаватель астрономии и теории корабля Евгений Михайлович Чевтаев.
С ним никогда не было скучно. Он часто задерживался перед уроками. Перед одним таким уроком астрономии курсанты ждали его. Аудитория гудела.
Открылась дверь, и сначала влетел в отрытую дверь, на преподавательский стол, журнал группы. Затем, как бы вкатился, этот маленький полный человечек в очках с указкой.
Курсанты встали, он жестом их усадил, без положенного приветствия, сел за стол. Раздавался вопрос: - "Кто дежурный по группе ?"
"Я" - ответил Саша Терентьев, не вставая . "Где рапортичка?" последовал следующий вопрос преподавателя.
Саша вовремя не заполнил этот документ, о причинах отсутствующих на занятиях, и писал его. "Что ты там Терентьев пишешь ?" - спросил Евгений Михайлович.
Саня решил юморнуть-"Диссертацию, Евгений Михайлович." "Какую Саша?" Саня наверно думал, что он острит, ну круто, и ответил:-"Пишу по поводу начальников отделений."
"Как же Саша, ты же пред идущую не закончил."- воскликнул Евгений Михайлович. Теперь последовал аналогичный вопрос от Сани Терентьва: -"Какую?"
Евгений Михайлович с ехидной ухмылочкой ответил;-" Ну ту же Саня - "Влияние луны на бараньи яйца." Все это надо было конечно видеть, аудитория захлебнулась от смеха.
Саша Терентьев после этого случая получил кликуху -"Светило."
По военно морской подготовке, также преподавалось много всего. Но военное дело, большинство ребят не считало своей будущей профессией, оно так не захватывало.
Хотя, какие мальчишки не любят оружие. А военная специальность наших мальчиков, как раз и являлось, оружие кораблей 3-4 ранга.
Они изучали различные мины и средства борьбы с ними, артиллерийские установки, торпеды и установки залпового огня.
Одним словом, все оружие, которое могло быть установлено на минные тральщики, малые противолодочные и сторожевые корабли военно морского флота.
Офицеры - преподаватели, были поскучнее преподавателей гражданских предметов. Всегда они рассказывали строго по конспекту, несколько казарменным языком, как казалось тогда Виталику.
Еще важно было на экзаменах, по предметам ВМП, это подход-отход к начальнику.
Поэтому и продолжались строевые занятия на плацу, но это уже было гораздо реже , чем на младших курсах.
Зато шестая рота пополнилась новобранцами первокурсниками.
Вот тут то и поле для отработки строевого шага и подхода к старшему по званию.
И уже тогда капитан-лейтенант Гессе П.П. стал общим командиром двух курсов.
Некоторые из числа старшекурсников, на какое-то время, были назначены старшинами и командирами отделений на первый курс.
Виталик тоже попал в их число. Ему поручили вводить в курс жизни училища младших пацанов и дали в подчинение отделение первокурсников.
Но это продолжалось не большой отрезок времени, на следующих курсах младшие шестой роты уже, так сказать, самоуправлялись.
В конце третьего курса, было построено новое общежитие, рядом с учебным корпусом. Наших третьекурсников переселили в кубрики по 4 человека.
Стало более комфортнее жить , но не стало этих переходов под барабан из учебного корпуса в жилой, не стало шума и гама перед отбоем в тридцати местном кубрике и от этого становилось немножечко грустнее.
Несет ли нам цивилизация больше радости в жизни ? Это вопрос открытый.
В конце третьего курса наших курсантов ждет серьезное испытание на прочность, это свободная производственная практика на на судах разных флотов Мурманска, кого, куда направят. Но об этом расскажем в следующей главе.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18