"Цирк с джедаями"
Новая трилогия от студии Disney началась крайне бодро и обнадеживающе. Для оживления франшизы позвали Джей Джей Абрамса, специалиста по таким вопросам, за плечами которого были уже перезапущенные «Миссия невыполнима» и «Звёздный путь». В результате мы получили безопасный продукт, но все же дающий новое дыхание франшизе. Зрители поддержали картину, как и критики.
Дальше все ждали чего-то нового. И отчасти мы это получили. «Последние джедаи» были рискованными и порой радикальными. Главный смысл которого был отринуть прошлое, перестать хвататься за него. Мысль освежающая, но прижившиеся не у всех. Фильм вызывал ожесточённую полемику, а токсичность фанов лилась по всему интернету, при том что критики картину воспевали, как первый фильм во вселенной Звёздных Войн со времён «Империи», который не гонится за мнением фанатов и не идёт у них на поводу, фильм предлагал некую серую мораль и вопросы, которые раньше не задавались во вселенной ЗВ.
Сборы дали о себе знать, практически на миллиард меньше. И на этих двух примерах стало понятно, рьяные фанаты не знают чего они хотят, а Disney не имеет четкого плана. На тот момент это были лишь теории, которые, к сожалению, подтвердились с выходом третьего фильма.
Эта тенденция стала давать о себе знать ещё сильнее после того, как с поста режиссера третьей части Звёздных Войн был уволен Колин Тревворроу, поскольку его видение расходилось с видением главы Lucasfilm Кейтлин Кеннеди. Над фильмом Колин работал около двух лет, и все эти наработки были отправлены в утиль, в скором времени должен был уже начинаться препродакшин, а фильма на руках не было.
Нужно было срочно что-то делать, поэтому после длительных уговоров Абрамс согласился вновь занять режиссёрское кресло. Ситуация осложнялась ещё и тем, что по замыслу Кэрри Фишер (принцесса Лея) должна была сыграть ключевую роль в истории, но, к сожалению, скончалась после съёмок «Последних джедаев». Так или иначе творился бардак, Абрамс каким-то образом должен был успеть везде и сразу. Но чуда не случилось.
«Скайуокер. Восход» является олицетворением того, что творилось за кадром — бардак. В попытке отчасти переделать, что наворотил Джонсон в предыдущей части, и снова пустить историю по руслу, которую он наметил ещё в «Пробуждение силы», третья часть начинает напоминать ссору двух родственников, которые не могут найти общий язык.
Поскольку и первая (Пробуждение силы) и вторая часть (Последние джедаи) — идеологически разные картины. Абрамс воспевает и эксплуатирует прошлое, в отличии от Джонсона. Но при этом сложно назвать «Восход» продолжением «Пробуждения силы», поскольку Абрамсу приходилось считаться с «Последними Джедаями», последствия от которых при этом он хотел нивелировать. Из-за этих тематических конфликтов получается, что фильм перестаёт быть чем-то цельным, а становится только лишь переделкой прошлых ошибок и попыткой угодить всем.
Благодаря этому у фильма нет четкого наратива, первый акт — это одна сплошная мешанина и поток экспозиции, которые к сожалению мало имеют смысла. И ситуация в последствии не становится лучше, картина так и не находит твёрдую почву под ногами, мечась от одного к другому, к финалу скатываясь к какому-то небывалому абсурду. Локации и подсюжеты сменяют друг друга с бешенной скоростью, а связующими звеньями становятся сценарные «рояли в кустах» и условности на условностях, которые ты либо примешь, либо нет. И на протяжении просмотра тебя не покидает чувство искусственности и манипуляции.
Если стремительный темп работал у Абрамса в «Пробуждении силы» как интрумент, который был обоснован происходящим на экране, то в данном случае это нужно для того, чтобы скрыть логические дыры и несостыковки сюжета. Темп «Восхода» просто выматывает, в нем нем пауз необходимых для того, чтобы информация улеглась, а эмоции получили должный выход. Из-за чего также страдает визуальный язык, мельтешение на экране просто не позволяет проникнуться историей и насладиться визуалом, благодаря чему «Восход» превращается в среднестатистический блокбастер, а это худший исход событий.
В итоге сложно сказать о чем фильм. Ему тяжело работать без привязки к оригинальной трилогии. Абрамс видит в этом празднование наследия, я вижу в этом паразитирование, использование проверенных троп, без попыток рассказать оригинальную и интересную историю. Картина при этом пытается удивлять неожиданными поворотами, но делается это настолько безыдейно, что сложно не ловить себя на мысли, что теории которые строились до выхода фильма были занимательней того, что выдали Lucasfilm, поскольку самые простые и очевидные решения, которые можно предположить, были реализованы в «Восходе».
Ко всему прочему, пытаясь быть эпичной кульминацией всей саги, фильм перенасыщает действие фансервисом и отсылками. И если в «Пробуждение силы» заимствованная канва «Новой надежды» была необходимым связующим звеном между поколениями, то в этой части заимствования у «Возращения Джедая» кажутся безвкусицей. Картина в конечном счёте обесценивает оригинальную трилогию теми решениями, что были приняты Абрамсом и компанией.
С точки зрения развития характеров все тоже схематично. Герои нужны лишь для двигателя сюжета и масштабного действия, эпик ради эпика. Только сюжетная арка героя Адама Драйвера (Кайло Рен) получила некое развитие, за которым по крайней мере интересно наблюдать.Героиня Дэйзи Ридли (Рей) стала ещё более необоснованно могущественной. Вопрос прошлого и судьбы ее родителей вроде бы как был закрыт в «Последних джедаях» — снова поднимается, и получает продолжение, которое вызывает ещё больше вопросов.
То как была вплетена в повествование уже почившая Кэрри Фишер, это отдельный разговор. Актриса появилась вновь на экране благодаря неиспользованным кадрам из «Пробуждения силы». И это слишком бросается в глаза, и без того выдергивает тебя из происходящего на экране. У меня язык не поворачивается назвать это достойным завершением истории принцессы Леи. Остальному касту приходится вытягивать действо своей харизмой и химией, которая сложилась на протяжении двух фильмов, поскольку играть им особо нечего.
Итог получился неутешительным. «Восход» дискредитирует наработки и достижения предыдущих частей саги, не оставляя после себя чувства завершенности и катарсиса. Ожидания изобретательной кульминации и ответов на вопросы были обмануты. Disney удалось невозможное: сделать Звёздные Войны скучными и необязательными. И встаёт вопрос: а в чем смысл данной трилогии, о чем она вообще была, если даже авторы не знают, как и боссы компаний! Ответ очевиден — прибыль и мерч. От этого фрустрация становится ещё более сильной: от упущенных возможностей и потенциала далёкой-далёкой галактики.
4,5 из 10