"Поэзия войны"
Сэм Мендес после «Спектра» решил взять передышку, по словам режиссёра франшиза про Бонда невероятно выматывающая и крайне трудоёмкая, ко всему прочему «Спектр» не совсем оправдал кассовых ожиданий, и был принят крайне прохладно.
Новым проектом стала лента «1917» про Первую Мировую войну, про ту часть истории, которая не так часто освещают в медиа. Основой картины послужили истории дедушки режиссёра, который был участником войны, рассказывающие о двух солдатах, которым необходимо в кратчайшие сроки пересечь вражескую территорию и доставить поручение об отмене наступления. В случае неудачи батальон в количестве 1600 человек попадёт в ловушку.
Одним из главных инструментов продвижения картины стал режиссёрский приём, который решил использовать Мендес. Это иллюзия одного дубля без монтажных склеек. В случае «Бердмэна» Иньярриту где использовался аналогичный ход, это порой воспринималось избыточным и веяло позерством. В данном случае некая претенциозность никуда не делась, но приём определено помогает развитию истории в несколько нестандартном ключе, подчиняя себе нарратив и настроение.
По эстетике картина, безусловно, напоминает «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Эмоционально отстранённое повествование, минимальная осведомлённость о главных героях и визуальный аскетизм. В данном случае ещё с вкраплением поэтики, которая присуща Мендесу (все мы помнмм летающий пакет в «Красоте по американски»).
Поэтому Мендеса сложно назвать визионером, у него нет ярко выраженного авторского почерка, но он умный и техничный режиссёр. И с этой стороны вопроса, это невероятно грамотно сконструированное кино, логистика координации действий всей съёмочной команды поражает, работа с естественным освещением, которое невозможно контролировать, с огромной командой массовки и пиротехники, то в каких местах будут спрятаны монтажные каты. И конечно же операторская работа Роджера Диккенса, очередной творческий тур де франс, его камера это отдельный персонаж картины, за которым порой было интересней наблюдать.
Имитация съёмки одним кадром должна была позволить без определённой предистории проникнуться героями, почувствовать себя на их месте, стать частью этого момента, который поймал режиссёр. Это удаётся с переменным успехом. Поскольку технические аспекты так и или иначе превалируют над содержанием, и это выдергивает тебя из истории, когда ты начинаешь анализировать где спрятана та или иная монтажная склейка.
Но это не отменяет того факта, что картина, как натянутая пружинив, медитативно закручивает действие, и держит тебя до финального кадра, и только после этого можно спокойно выдохнуть. Это амбициозный, но все же слишком в себе фильм, который жертвует глубиной истории в пользу вовлекающего аудиовизуального опыта войны.
8,1 из 10