Зачарованный светом ночи
В Америке Мартину Льюису вновь пришлось заняться коммерческой иллюстрацией. А первые после возвращения гравюры появляются у него только в 1925 году. И в течение двух лет значительная их часть посвящена именно путешествию в Азию. В настоящее время известно пятнадцать работ в технике сухой иглы на эту тему.
В этот период становится окончательно ясно, что художник погружён в бессрочное исследование игры света с тенью – будь то натуральный свет или электрические лучи, прожигающие ночь города. Но всё же, в большей степени он был певцом ночного света, идеалистом урбанистической среды.
Ночь большого города – вот что стало настоящей музой для Льюиса. Ему удаётся отобразить жизнь ночи в движении случайных прохожих и завораживающего света.
Художник участвует во многих групповых экспозициях, его гравюры становятся популярны. Интересно, что первая персональная выставка Льюиса, с успехом прошедшая в 1927 году, представляла акварели художника, а вовсе не печатную графику. Но уже в 1928 году прошла персональная выставка его гравюр. Она тоже оказалась весьма удачной, были проданы даже пробные оттиски. Цена за них в несколько раз превышала стоимость оттиска из серии.
После этого Льюис решил заниматься только своим творчеством и прекратил коммерческую деятельность. Главной техникой для него была сухая игла, но он занимался офортом, меццо-тинто и акватинтой.
В тот период в Америке происходил подъём интереса к печатной графике и большое количество талантливых мастеров создали чрезвычайно интересный портрет эпохи. Отметим, что и в других видах искусства шёл стремительный художественный процесс, возникали и исчезали группы, течения и направления. Однако Мартин Льюис не примыкал ни к одному из них. Он прислушивался к личному камертону и следовал собственной дорогой.
Мы не видим у него ни остросоциальную тему жалкого человека, присущую творчеству Чарли Чаплина, ни образа безучастной машины большого города, ни диктатуру социума. Мы не видим «гламурной» Америки, представленной нам Френсисом Скоттом Фицджеральдом. Мы не видим «эпохи джаза», состоявшей из вечеринок, приёмов и скандалов идолов поколения.
Вместо этого мы видим людей, живущих повседневной жизнью в городе, увиденном Мартином Льюисом. Хотя пик его творчества пришёлся на «Ревущие двадцатые», кардинально преобразившие Америку, и на последующий за ними период Великой депрессии, это почти не отразилось на его произведениях.
То бурлящий, то стагнирующий социум мало коснулся его работ. Возможно, это происходило потому, что он жил своей жизнью и изображал свой кажущийся мир. Тот, который является настоящим для самостоятельного и свободно человека.
В конце двадцатых и начале тридцатых годов его признавали одним из лучших художников, занимавшихся печатной графикой в Америке, а работы для своих коллекций закупали музеи и различные общества любителей искусства. В 1930 и 1931 годах Льюис получил несколько профессиональных призов и критики ставили его произведения в ряд с гравюрами Гойи, Рембрандта и Уистлера.
Напор действительности
Тем временем экономический кризис, названный Великой депрессией, продолжал своё историческое шествие. Интереснейшее время для исследователя, но тяжкое для современника. Жить в мегаполисе становится нелегко, и в 1932 году Льюис переезжает в Ньютаун, городок поблизости от Нью-Йорка.
Четырёхлетний период пребывания там принёс в его искусство сельскую тематику, зимние сцены и, разумеется, – загородную ночь с электрическими огнями. Его и здесь завораживала магия ночного мира с зыбкой границей видимого и исчезающего пространства.
Когда Льюис вернулся в Нью-Йорк, это уже не был прежний город. Публика теперь имела другие ориентиры. Эпохальные явления изменяют общество, его устремления, взгляды и предпочтения. Мы хорошо это знаем по собственной истории. Неожиданно для художника оказалось, что его творчество теперь не так востребовано.
Он продолжал создавать свои шедевры, но необходимость заработка оставляла меньше возможностей для собственного искусства. С 1944 по 1952 годы он преподавал мастерство печатной графики в Art Students League of New York. Кстати, это учебное заведение существует и поныне. В разные годы в нём преподавали самые известные американские художники.
Льюис завершил преподавательский труд из-за состояния здоровья. Ему так и не удалось побывать в Австралии и навестить близких. Он покинул суетливый мир в 22 февраля 1962 года, оставаясь почти забытым на фоне модных художественных течений нового времени.
Что сейчас?
Десятилетия забвения прошли и творчество мастера оказалось очень популярным. Для американцев печатная графика Мартина Льюиса всё больше приобретает не только художественное значение. На его листах запечатлён мир, которого уже нет, но он ещё узнаваем. Чувство историчности и ностальгии усиливает интерес и делает наследие художника национальным достоянием.
Более того, арт-критики вдруг слали называть его то основоположником, то предвестником нуара, что, разумеется, не соответствует ни духу, ни содержанию его графики. Да у него есть несколько работ, которые, если рассматривать их отдельно от всех остальных, можно заподозрить в «нуаре».
Про большинство же гравюр, если и стоит говорить о близости к этому жанру, то только в использовании световых контрастов и бытовых примет времени. Признаки нуара гораздо в большей степени обнаруживаются в графике других современников Льюиса, но критикам важнее приклеить лейбл к какой-нибудь значительной фигуре.
На признание его одним из ведущих американских гравёров первой половины 20-го века, соответствующим образом отреагировал арт-рынок. Хотя не самые лучшие листы всё ещё можно приобрести за несколько тысяч долларов, многие оттиски продаются за десятки тысяч долларов. Цена за его известные гравюры доходит до $ 80000, и, по всей вероятности, это не предел.
Кропотливый исследователь иллюзий ночного пространства – он всю свою жизнь в искусстве был заворожён волшебством соприкосновения света и тени. Ему, как мало кому другому в гравюре, удалость поникнуть в эту зону неопределённости и отобразить её на белом листе бумаги.
Валерий Бо
Первая часть ЗДЕСЬ
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.