За расстрел мирной демонстрации рабочих в Петрограде 9 января 1905 года император Николай II получил прозвище «кровавый». Его же отец, Александр III, напротив, в награду за мирные годы своего правления был назван «миротворцем». Однако, как ни странно, именно Александр III стал катализатором пролетарской революции во главе с Лениным, приведшей к свержению самодержавия в России.
С тех пор минуло уже более века, но противостояние между Императором Миротворцем и Вождем мирового пролетариата мистическим образом продолжается.
А началось все с того, что молодой народоволец Александр Ульянов решил убить царя и освободить народ от векового рабства. Но заговор был раскрыт. Из почти сотни арестованных по делу, в отношении пятерых, в том числе и Ульянова, была утверждена смертная казнь. Впрочем, Александр, вполне мог быть помилован, но прошение, написанное им по слезной просьбе матери, срочно приехавшей в Петербург, было уж каким-то своеобразным: «Я считаю, что поступил правильно, что хотел вас, государь, убить, но прошу оставить мне жизнь ради моей мамы, моей семьи». Сей документ, как и следовало ожидать, адресата не впечатлил и уже 8 мая 1887 года Александр Ульянов был казнен в Шлиссельбургской крепости.
Интересно, что еще за полгода до описываемых событий, Александр Ульянов был далек от политики. Надежда российской науки учился в Петербургском университете на естествоиспытателя, препарировал лягушек и получал за прилежание в учебе золотые медали. Но случайное, как говорят, «за компанию» участие в шествии в годовщину смерти писателя-революционера Добролюбова, с последующим его разгоном войсками, в одночасье сделало из Ульянова - «ботаника», Ульянова - революционера. Ну, что поделать, воспитание такое.
Кстати, о воспитании. Все дети в семье Ульяновых воспитывались на гуманистических принципах равноправия всех сословий, чего в империи не было по определению. Поэтому не удивительно, что сначала молодой Володя увлекся марксистской классовой теорией, а затем уже втянул в революционную деятельность всю свою большую семью. Но именно смерть брата заставила будущего вождя мирового пролетариата «перейти Рубикон и сжечь мосты». Вот только с методами борьбы старшего брата естествоиспытателя, младший брат юрист был категорически не согласен.
- «Мы пойдем своим путем», якобы сказал Володя, решив подойти к вопросу свержения самодержавия системно, так сказать, на научной основе.
Итак, ровно через 30 лет после смерти Александра Ульянова самодержавие в России было свергнуто вооруженным путем. Его тезка, Александр III не дожил до этого дня, но имел возможность "наблюдать" за Октябрьским переворотом, находясь в самой гуще событий. Дело в том, что за несколько лет до революции, на площади Восстания (бывшей Знаменской) в Петрограде, Александру III поставили памятник. Грузная фигура царя верхом на тяжеловозном першероне смотрелась, мягко говоря, неоднозначно, что уже сразу после открытия памятника вызвало массу насмешек со стороны острословов.
Кстати, Николаю II памятник тоже не понравился, и он хотел его даже отправить в сибирскую ссылку в Иркутск (изначально, он задумывался, как памятник Державному основателю Великого Сибирского пути), но вдовствующая императрица настояла на питерской прописке.
Несмотря на подписанный Лениным в апреле 1918 года Декрет о повсеместном сносе памятников царям и их слугам, конная статуя царя «миротворца» простояла в центре города аж до 1937 года. Не иначе, как некие высшие силы (в то время - это Председатель СНК) намеренно оставили памятник на месте, чтобы он был немым свидетелем разворачивающейся вокруг новой жизни. Кроме того, он служил декорацией к многочисленным митингам и шествиям трудящихся. Монумент то заколачивали щитами, то закрывали кумачом, то сажали в железную решетку, согласно сценарию, того или иного пролетарского праздника.
Не исключено, что памятник царю «миротворцу» простоял на этом месте и дольше, если бы не появившиеся планы коренной реконструкции площади. Монумент переместили на задний двор Русского музея, а на его место, но уже в 1953 году (реконструкцией площади смогли заняться только после войны) торжественно открыли закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен памятник В.И. Ленину». А как иначе? Замена должна была быть равноценной.
В конце 1991 года неожиданно, так же как и началась, кончилась Советская власть. Настали новые времена. Появились новые герои. Стали возвращаться и забытые старые.
Новая власть вспомнила о «миротворце» и вернула его конную статую из небытия. Как вы, наверное, догадались, она по мистической логике, должна была сместить кого-то из прежнего Ареопага. Ход оказался неожиданным, но не менее символичным. Александра III поставили на постамент во дворе Мраморного дворца (бывший филиал музея В.И. Ленина), где до этого полвека стоял исторический броневик, с которого Ильич и произнес свое знаменитое «Да здравствует Социалистическая революция во всем мире».
В 2013 году Минкульт в лице министра Владимира Мединского, под предлогом того, что на нынешнем месте монументу «тесно», озвучил идею перемещения памятника Александру III на Конюшенную или Троицкую площадь, и даже обратно, на площадь Восстания.
Не смотря на то, что Законодательное собрание Петербурга вариант площади Восстания отвергло, а оба других, назвало преждевременными, похоже, что это еще не конец истории.