Найти тему
Aviation 360

Посадка паксов на скорость

Оглавление

Почему возникла гонка за быстроту?

Когда пассажирскими самолетами летали миллениалы, предполетная подготовка реактивных лайнеров была очень трудоемкой.

Перед полетом двигатели нужно было опробовать: сверить показания с номинальными при разных режимах работы на стоянке. Для каждой процедуры существовал отдельный автотранспорт с разной аппаратурой. Неторопливость царила до конца 1980-ых годов.

Сегодня стандартное время прохождения наземного обслуживания — 45 минут, которых на коротких маршрутах бывает даже слишком много. У лайнеров появились вспомогательные силовые установки для самостоятельного запуска двигателей вместо использования аккумуляторов. Багаж стали погружать в контейнерах с помощью подъемников. Boeing 737-900 стало возможно заправить за 17 минут с помощью стационарных подземных систем подачи топлива.

Вместимость же этих лайнеров только увеличилась. Техническое обслуживание авиалайнеров начало проходить быстрее, чем посадка и высадка пассажиров.

Борьба за время в воздухе

Земля для самолета — более агрессивная среда, чем воздушная. Здесь он чаще подвержен поломкам и не приносит прибыли!

Поэтому авиакомпании максимально уплотняют график полетов магистральных самолетов: в день они совершают от двух до шести перелетов.

Напористее всех действуют авиакомпании-лоукоустеры: для них частота перелетов является возможностью снизить стоимость билетов так, чтобы этот шаг окупил себя. Среднемагистральные самолеты семейства A320, например, в лоукоустерах совершают до восьми перелетов в день, с интервалом в 30-40 минут между перелетами.

Полновесные авиакомпании тоже стремятся к новым способам посадки. Для них это не только способ сократить время стоянки самолета, но и повышение уровня комфорта, удобства пассажиров. Клиенты могут пройти до своего места без очередей, а представители привилегированных классов — попасть на борт первыми!

У Аэрофлота наземное обслуживание 737-ых, летящих на маршрутах средней протяженности, занимает около часа, и это хороший темп.

Всей редакцией ждем, когда в строй войдет Аэрофлотовский А350. Будем следить, насколько он прост в обслуживании, с восьмого марта: он будет летать между Москвой и Пулково первые несколько месяцев эксплуатации
Всей редакцией ждем, когда в строй войдет Аэрофлотовский А350. Будем следить, насколько он прост в обслуживании, с восьмого марта: он будет летать между Москвой и Пулково первые несколько месяцев эксплуатации

Способы посадки:
баланс между математикой и сервисом.

Пассажиры быстро заполняют борт воздушного судна, если их действия хорошо организованы. Ей и занимаются авиакомпании, разрабатывая разные схемы посадки: как пригласить разные категории пассажиров, исходя из их класса и места в салоне.

Поэтому в Европейских аэропортах редко возникают очереди возле гейтов. Пассажиров приглашают занять свои места, и каждый проходит по расписанию.

Распространенные схемы посадки

Back-to-Front («от хвостовой части к носу»)

Слабое звено любого авиалайнера во время посадки — ограниченные по ширине проходы. В них часто задерживаются для того, чтобы пропустить соседей у окна или положить свою ручную кладь на багажную полку.

Сила схемы back-to-front в том, что проходы самолета на каждом этапе посадки быстро освобождаются. На пути к своему месту приходится преодолевать поток только рядом сидящих пассажиров, а не паксов всего самолета.

Пассажирам бизнес-класса дается первая очередь посадки из-за их немногочисленности и статуса. Затем заполняются места в хвосте самолета, освобождая проход для пассажиров центрального сегмента. После проходят пассажиры, сидящие в середине лайнера, а затем — в носовой части.
Пассажирам бизнес-класса дается первая очередь посадки из-за их немногочисленности и статуса. Затем заполняются места в хвосте самолета, освобождая проход для пассажиров центрального сегмента. После проходят пассажиры, сидящие в середине лайнера, а затем — в носовой части.

Это самая распространенная схема организованной посадки, которую используют авиакомпании от AirCanada до Virgin Atlantic в алфавитном порядке.

Но ее эффективность очень сомнительна, и в конце 2010-ых окончательно признали, что она останется переходной моделью на пути к более сложным, но комфортным и скоростным. Слабость этого способа в том, что в каждый момент времени посадку осуществляет только четверть пассажиров от общего числа: люди быстрее достигают своего места от гейта аэропорта, но процесс в общем значительно растягивается во времени.

140 пассажиров осуществляют посадку за 24 минуты и 29 секунд

WILMA («Снаружи внутрь»)

Запустим пассажиров с местами сначала у окна, после — в среднем ряду, и, в заключение — у прохода! Это создаст равномерное распределение пассажиров по всей длине прохода, по два человека на каждый ряд, и на пути к своему месту не будет уже сидящих пассажиров на соседнем месте.

Сначала проходят привилегированные пассажиры, а также — маломобильные и люди с детьми. Далее последовательно заполняются зоны «2», «3» и «4»
Сначала проходят привилегированные пассажиры, а также — маломобильные и люди с детьми. Далее последовательно заполняются зоны «2», «3» и «4»

Над этой схемой впоследствии даже всерьез работали представители научной мысли, и в 2012-ом году физик Джейсон Штеффен с помощью долгого итерационного рассмотрения даже установил, что самый эффективный способ посадки — волнообразный. Он похож на WILMA, только с рассадкой пассажиров через один ряд: сначала четные у окна, затем — нечетные у окна, и далее по колоннам средних и проходных мест.

Но математическая модель на практике вылилась в совсем не математические последствия. Она плохо применима к пассажирам, летающим в компаниях и вынужденных разъединяться ради нескольких минут экономии, и к опаздывающим людям. Но факт остается фактом:

140 пассажиров осуществляют посадку за 14 минут и 55 секунд

Reverse Pyramid («Обратная пирамида»)

Композиция двух предыдущих схем, дающая компромисс между скоростью посадки и комфортом пассажиров в компании. Здесь есть экономия времени в заполнении мест от оконных к проходным, как и в последовательном заполнении самолета от хвоста к носу.

Проследите эту обратную пирамиду, когда сначала заполняются места у окон в хвостовой части самолета («2»), затем — места у окон спереди и средние места в хвостовой части («3»), и тенденция сохраняется вплоть до заполнения мест у прохода в носовой части (4-5-6)
Проследите эту обратную пирамиду, когда сначала заполняются места у окон в хвостовой части самолета («2»), затем — места у окон спереди и средние места в хвостовой части («3»), и тенденция сохраняется вплоть до заполнения мест у прохода в носовой части (4-5-6)

Раньше этот способ применялся только авиакомпанией United, но от него отказались. Посадка пассажиров становилась технологически сложной, и часто сопровождалась задержками тех, кто должен был пройти посадку в прошлой зоне. Кроме того, экономия во времени по сравнению с WILMA, несмотря на больший комфорт, оказалась несущественной:

140 пассажиров осуществляют посадку за 15 минут и 10 секунд

Random («Посадка в произвольном порядке»)

Антагонист схемам посадки, основанном на регулировке потоков пассажиров. Сущее безумие!

В основе этого способа лежит суждение о человеческой природе, что в условиях конкуренции за пассажирские места люди движутся и распределяются по салону наиболее быстрым образом. Поэтому в некоторых авиакомпаниях за пассажирами не закрепляются определенные места на борту, а в посадочном талоне указывается только принадлежность к классу. Мне место для пролетариата, пожалуйста.

Некоторые пассажиры Southwest даже пишут целые методички по тому, как выжить во время посадки в самолеты Southwest. Любителям размеренности: бегите, глупцы!
Некоторые пассажиры Southwest даже пишут целые методички по тому, как выжить во время посадки в самолеты Southwest. Любителям размеренности: бегите, глупцы!

Нужно отдать должное, что это безумие имеет благородное лицо: первыми на посадку отправляют всех, кому для этого нужно больше времени, включая маломобильных пассажиров и семьи с детьми.Это самый быстрый и нелюбимый способ рассадки пассажиров, применяющийся только в двух американских авиакомпаниях: Southwest и USAirways.

140 пассажиров осуществляют посадку за 14 минут и 7 секунд
-8

Digital-подход

Схема рассадки должна хорошо работать на практике: каждый пассажир должен хорошо ориентироваться в том, к какой группе пассажиров он принадлежит и когда состоится его посадка.

До недавнего времени для этого использовали только мониторы возле гейтов, и это часто приводило к задержкам. С начала 2019-го года начали появляться удобные приложения, как у авиакомпаний группы Lufthansa, рассылающие push-уведомления за несколько минут до посадки нужных пассажиров.

А если приравнять «диджитал» к эквиваленту всего современного и нового, можно обозначить еще одну тенденцию европейских авиакомпаний. Они постепенно переходят к типу посадки WILMA, но в мягком варианте, делая исключения для пассажиров в группах.

Считается, что в компании и сами люди заинтересованы в том, чтобы быстро сесть и дать возможность сесть другим.

Мораль

Подойдя к любому вопросу с умом, можно предмет этого вопроса существенно оптимизировать. И это применимо не только в рамках гражданской авиации :)

Годные материалы по теме

  • «Победа» в марте 2018-го года устраивала показной полет, в котором показала свои технологии быстрого наземного обслуживание лайнера. Оно заняло 20 минут и соответствовало всем нормам безопасности. Об этом в «ЖЖ» писала очаровательная Марина Лысцева. Не сочтите автора статьи излишне архаичным для таких сайтов :)
  • Наземное обслуживание Фоккер-100 в фотографиях — небольшая статья от FrequentFlyers.
  • Выпуск «Разрушителей мифов» по поводу того, является ли схема посадки back-to-front самой быстрой. Выпуска легально не нашел, но вот краткое описание и результаты!
  • Учебное пособие вводного уровня: аэропорты и их эксплуатация.
  • Флайтрадар: убедитесь в плотности расписания полетов лайнеров сами.
Это статья проекта Aviation 360. Мы публикуемся и во ВКонтакте: @aviation360!
Автор статьи: Ахметзянов Олег.