Найти в Дзене
Спорные мысли

Чужие воспоминания: рассказы отца

Оглавление
Третья часть "чужих воспоминаний". Первая часть - рассказ артиллериста ПТО - тут.
Вторая часть - рассказ штурмана дальней авиации - здесь.
Раз уж я начал тему чужих воспоминаний - дополню её двумя рассказами моего отца. Собственно, его собственная история достаточно интересна (и даже увлекательна), но сюда, в "Чужие воспоминания", я добавлю две истории, которые случились не с ним.

Подвиг Худякова

В начале 1942 года я был наводчиком артиллерийского орудия. Горная вьючная пушка! Калибр 76 мм, разбиралась на семь вьюков для транспортировки на лошадях в горной местности. На стрельбах показал лучший результат в корпусе!

В соседнем расчете был длинный, нескладный мордвин, по фамилии Худяков. При росте под два метра он был - не то, чтобы худой, но какой-то мосластый, мяса на нем почти не было. По-русски говорил не очень хорошо, да и стеснялся своих ошибок при разговоре. Но именно ему выпало совершить подвиг.

Летом 1942 года нашу дивизию сняли с Дальневосточного фронта, и отправили под Сталинград. Прибыли туда как раз к началу битвы за город, встали на первом оборонительном рубеже вокруг города, еще в степи. Меня тогда отправили в школу младших командиров, как отличника боевой и политической подготовки, так что я под Сталинград не попал.

Ну и буквально на второй день, как дивизия заняла оборону, пошли немцы. Наша батарея стояла на склоне длинного холма, и с нашей стороны мы немецкое наступление отбили - но немцы перенесли направление удара туда, за гребень холма.

Почти в самом начале боя немцы накрыли нашу батарею, и из двух расчетов в живых остался только этот самый Худяков. Остальные - кто погиб, кого раненного в тыл отнесли.

А немецкие танки идут с другой стороны от холма.

Вчетвером и с трудом! потому что вверх по склону. Фото: twitter.com Игорь Корнеев
Вчетвером и с трудом! потому что вверх по склону. Фото: twitter.com Игорь Корнеев

И Худяков впрягся, и потащил пушку (сорокапятка - вес больше полутонны!) наверх, на холм. Один. Дотащил, и даже успел выстрелить дважды, пока немцы его не накрыли. Танк подбил, или даже два - ну, кто точно скажет.

Мне рассказывали об этом сослуживцы: после боев под Сталинградом нашу дивизию отправили на переформирование обратно, на Дальний Восток. Ну и я туда тоже прибыл, после училища. Правда, в другую дивизию, но встретился с бывшими однополчанами, они мне и рассказали про подвиг Худякова.

Счастливое опоздание

В 1944 году я уже был курсантом Высшего инженерно-технического училища ВМФ СССР - туда отправили всех тех, кто до войны учился на кораблестроительных факультетах гражданских ВУЗов. Практику мы проходили в действующей армии: кораблестроительный факультет - на подлодках, а мы, строительный факультет, на береговых батареях полуострова Рыбачий.

Вроде они, береговые батареи на Рыбачьем. И даже год 1944. Фото: kp.by
Вроде они, береговые батареи на Рыбачьем. И даже год 1944. Фото: kp.by

Один мой однокашник всю жизнь мечтал пойти в поход на подводной лодке, и очень огорчался, что у него практика будет на береговых батареях. А тут еще его приятель, с кораблестроительного, тоже фанат подлодок, собрался в море... Ну и приуныл мой однокашник. Ну а тот товарищ ему и посоветовал обратиться к куратору курса, вдруг позволит заменить практику?

Куратор курса сказал - а почему нет? Быстро оформляйся в штабе, потом на склад за продуктами и снаряжением, и бегом на пирс: подлодка сегодня уходит.

"Щука" уходит в боевой поход. Фото: waralbum.ru
"Щука" уходит в боевой поход. Фото: waralbum.ru

Ну, однокашник мой туда-сюда, предписание, мешок с продуктами, дыхательный аппарат, - в общем, все собрал, прибежал на пирс... А подлодки нет - уже ушла.

Плюнул, огорчился, мечта, можно сказать, крылом помахала.

А подлодка та - из боевого похода не вернулась. Вместе с приятелем с кораблестроительного...

Спасибо за внимание, дорогие читатели! И с приближающимся 23 февраля!