С полок магазинов и супермаркетов Владивостока исчезло большинство овощей, а те что ещё там значительно подорожали. Причиной тому стало закрытие границ с Китаем, спровоцированное короновирусом.
Движение через множество КПП РФ и Китая с 31 января текущего года было ограничено из-за распространения коронавируса. Автомобильные и железнодорожные переходы к Приморью также были заблокированы.
Один из главных региональных ретейлеров отметился отсутствием на полках магазинов огурцов и помидоров, баклажанов и кабачков. Китайская свекла и приморский картофель пока остались, цена на них не изменилась. Репчатый лук из КНР и приморский зелёный лук подорожали и стоят 60 р/кг и 399 р/кг. Зато эквадорские бананы почему-то подешевели до 69 р/кг (почти в 2 раза).
Администрация "Самбери" прокомментировал ситуацию, объяснив что дифицит продукции связан с тем, что Китай их сейчас не поставляет, а приморцы выставили просто немыслимые цены на огурцы и помидоры - до 600 р/кг. Китайские, в свою очередь, стояли 100-160 р/кг.
Представитель "Самбери" заявил что компания вероятно не станет закупать данную продукцию по указанным ценам. В свою очередь представители Суражевки официально заявили что компания ООО "Гринхаус" не поднимала цены на свою продукцию и делать этого не намерена. Также представитель отметил что сейчас цена колеблется в районе 230 р/кг.
Помидоры приморцы пока что не собирали, они ожидаются только в конце февраля.
Представитель торговой сети "Реми" (ещё одного лидера местного рынка) объяснил что местные теплицы подняли цены на 15-20%, а суражевские производители теперь принимают только наличную оплату в то время как торговые сети не могут себе позволить покупать за "нал". Китайские овощи всегда были дешёвыми, но они кончились.
Представитель компании также упомянул, что розница не формирует цены, а просто добавляет к закупочной цене свои проценты, фиксированные по всей сети.
В настоящее время сети наладили альтернативные поставки самолётами из Азербайджана. В ближайшем будущем ожидаются поставки из Турции (около 300 р/кг).
Анализ ситуации
Мы считаем что в данном случае нажиться всё-таки хотят наши отечественные поставщики. Розничные сети может тоже были бы не против, но у них есть сдерживающие факторы:
- Жёсткий контроль со стороны государства.
- Государственные лимиты по наценке.
- Потребители контактируют непосредственно с ними, а не с кем-то кому они отдают продукты на реализацию (риск для репутации).
Сеть магазинов - это огромная организация, в рамках которой нельзя по щелчку пальцев что-то поменять. Это, образно говоря, огромный неповоротливый кит, который очень долго и неохотно принимает любое изменение курса.
Ситуация производителей:
- Меньше рычагов контроля со стороны государства.
- Нет прямого контакта с потребителями.
- Цены регулируются в основном конкуренцией на рынке, которая с закрытием границ от Китая как раз-таки ослабла.
- Производителю технически несложно поменять цену поставки.
Надеемся увидеть ваше мнение по этому поводу в комментариях.