— Проходите, пожалуйста, — психолог встречала Ольгу почти у входа в свой офис, словно хозяйка в ожидании гостя. Ольга здесь была уже второй раз и до сих пор не была уверена, что этот человек сможет ей чем-то помочь. На прошлом приеме они с мужем взаимно друг друга обвиняли. Конечно, не сразу, но по ходу беседы вылезли все прошлые обидки и обидищи. Камнем преткновения была классическая тема быта. Фразы «ты мне не помогаешь» и «я и так много делаю» солировали на сцене семейной драмы.
Ольга сняла свое пальто и повесила на крючок. В руках она теребила свой шелковый шарфик, приобретенный то ли 9, то ли 11 лет назад, и никак не решаясь повесить его рядом с пальто. Она не знала, что ей еще рассказать психологу? Предыдущая встреча говорила сама за себя и Ольге было стыдно, что она сорвалась на мужа в присутствии другого человека. Она никогда себе подобного не позволяла. Держала лицо, даже если в душе было больно. А тут была какая-то расслабляющая обстановка и муж не стеснялся выгородить себя. Ольга вздохнула.
В небольшом офисе мебели было немного, но создавалось необычайное ощущение уюта. Витал аромат розы с легкими нотками ванили. Цветовая гамма помещения приятно радовала. Но первое, что бросалось в глаза — это мебель для посетителей. Двухместный диванчик с небольшим журнальным столиком. Рядом с ним стояла обычная табуретка. Она вообще очень выделялась на фоне современного дизайна, как голос из прошлого. Обычное кресло дополняло мебельный комплект с диваном, но еще было подвесное кресло в виде яйца. Смотрелось оно шикарно! Белые нити сплетались в узор, словно мастерица с коклюшками сотворила это чудо. Но в первый прием сесть в него Ольга не решилась. Как-то это по-детски что ли? Она же пришла решать семейные проблемы с мужем. Не до веселья, в общем.
— Присаживайтесь, где вам будет удобнее, — предложила психолог.
Ольга смотрела на простое кресло. В прошлый раз она сидела на диване, а муж и вовсе присел на табуретку. Саша очень не хотел к психологу, считая, что у них в семье все хорошо. Он так и заявил с порога, что у них все хорошо. Правда, когда они уходили, то Саша больше не твердил свое «хорошо», как мантру. Он вообще впервые услышал свою жену и осознал, что в семье действительно есть некие проблемы, которые Ольга себе придумала, и с неохотой пошел на отдельный разговор с психологом. Сегодня пришла очередь Ольги.
— Спасибо, — отозвалась Ольга, присаживаясь в кресло. Обычное и домашнее. В нем не было никаких изысков. Оно прочно стояло на этой земле.
— Сегодня мы с вами поговорим о том, что вы не смогли сказать мужу в прошлый раз, — обозначила тему психолог, — Это надо вытащить. Я понимаю, что за годы накопилось многое и не стоит подобный груз нести дальше по жизни.
Вытаскивать было тяжело. Не привыкла Ольга рассказывать всю стыдную правду малознакомому человеку, но едва начав, она уже не могла остановиться. Психолог лишь задавала направляющие вопросы, а Ольга сама плыла по реке своего прошлого. В ее руки как-то внезапно перекочевала коробка с бумажными салфетками, а по щекам текли слезы.
Вся боль выходила с ее словами. И как муж, пока дети были маленькими совсем, пил и гулял с друзьями, считая, что ничем не может помочь. «Я не умею» отвечал он на все, что Ольга просила сделать и чем помочь. Как выговаривал ей, что ему не хватает супружеской близости, а она валилась с ног после бессонной ночи с болеющими детьми. Как она на компьютере нашла фотографии его и какой-то женщины, с которой он ездил в отпуск, пока Ольга сидела в декрете с трехмесячной дочкой. Как муж обещал больше никогда-никогда, а через месяц на его телефон позвонила эта Надя. Ольга и не хотела брать телефон, но муж лежал пьяный, после профессионального праздника, а дети от громкого звука стали просыпаться и Ольга ответила.
— Я ведь знала, что она моя ровесница, — уже спокойным голосом говорила Ольга, а в глазах до сих пор плескалась боль, — А она даже не разбираясь сразу затараторила, как она переживает дошел ли мой муж до дома. Видать пьяный ей звонил и жаловался на меня.
— Откуда вы знаете, что жаловался? — психолог поправила очки.
— Так она мне в ходе нашего общения и рассказала. В начале она, конечно, и слова проронить не могла, поэтому говорила я. Не кричала, не обзывала. В тот момент во мне что-то умерло и не было сил выяснять почему она водит отношения с чужим мужем. Зачем лезет в семью с двумя маленькими детьми? Я просто сказала, что если у нее такое большое и светлое чувство, то пусть рассказывает мужу, что я все знаю и забирает его. Я не против. Она плакала и говорила, что я святая, раз так отношусь к ней. А мне было все равно. Я была пустая внутри. Потом уже она стала мне рассказывать, что муж мой ей рассказывал, что я его каждый день пилю. Что устраиваю ему скандалы. Кричу на него и выматываю все нервы. Она мне такого монстра нарисовала, что я сама испугалась. У нас ни разу не было скандала. Были разногласия, но решались они разговором. Я даже не могу представить себя кричащей на кого-то. Да и при детях. Разве можно?
Это были дела прошлого, которое до сих пор не давало покоя. Семью Ольга решила сохранить ради детей. Родители ее жили в другом городе, да и сор из избы она не хотела раньше времени выносить. Что пожилых людей беспокоить? Сама она подыскивала себе другую работу и строила планы. Хотелось все обдумать. Так все вошло в новую колею. Вроде бы и живут без ссор и скандалов, но на душе тяжесть. Нет больше доверия.
— А сейчас вы что хотите? — задала главный вопрос психолог.
— Вы понимаете, — замялась женщина, — Я от него для себя ничего не хочу. Я уже поняла, что даже теплого слова не дождусь, но дети. У нас две девочки и они уже не ждут папу. Все проблемы ко мне несут. Открыть йогурт или намазать бутерброд. Помочь застегнуть молнию или починить пинал. Даже если папа дома, то они его не воспринимают, как того, кто поможет. Муж, конечно, старается больше не пить. Бывает, что раз в полгода придет внезапно пьяным, но он сейчас увлекся спортом. Занимается плаванием и ходит в спортзал. У него в расписании одни тренировки и работа. Домой приходит и сразу на диван с телефоном. Что-то читает и улыбается. Мне он так никогда не улыбался, - Ольга слегка задумалась, силясь вспомнить, - Хотя вру. Пока были неженаты, то все как-то иначе строилось. А сейчас на мне весь дом. С утра вскочила, привела себя в порядок и будить детей. Дальше завтрак и заплетание причесок девчонкам. После одну в школу, другую в сад и сама на работу. С работы в магазин купить хлеб и молока, у мужа же после работы спортзал. Он уже договорился с тренером. Или бассейн, где его ждут друзья. А я ужин готовлю, параллельно со старшей уроки, с младшей рисунки. Затем ужин и небольшая уборка. После уже проверить все уроки и указать на недоработки. Младшую проконтролировать, чтоб вещи в сад собрала. Она у меня самостоятельная, — тепло улыбнулась Ольга, — А дальше времени уже нет. Пора самой готовится к работе и спать.
— А если мужа попросить? — предложила психолог.
— Да просила, — лицо Ольги снова стало безрадостным, — Он либо не услышит, либо сделает вид. А если стоять над ним, то беситься начинает. Если же все же пойдет помогать, то смотрит в телефон, сделав все тяп-ляп. Я потом доделываю то, что он не доделал. Указать ему на ошибки можно, но он сразу говорит «не нравится — делай сама!». Я же с таким отношением уже больше 10 лет бьюсь, а результат очень скромный. Все попытки попросить помощь сводятся к его «я тоже много делаю для семьи». И ведь я рада, что больше он не пьет. Не надо тревожится, где он ночью ходит. Да только легче мне от этого не стало.
— Я вижу, что у вас совсем нет времени на себя, — психолог перелистывала свои записи, а затем посмотрела на Ольгу, — Надо найти.
— Да как же!.. — начала было женщина, но психолог ее остановила.
— Переложите какие-то обязанности на старшую дочку. Убрать со стола она вполне сможет или помочь младшей собраться в сад. Что-то доверьте мужу и, когда он сделает, даже ужасно, то поблагодарите его. Вы ведь не сразу научились хорошо готовить и убирать? Дайте ему время, — посоветовала психолог, — А себе найдите занятие. Бассейн, танцы, йога. То, что вам может быть интересно. Походите на пробные занятия. Присмотритесь. Не обязательно сразу делать единственный выбор. Найдите свое хобби вне дома на час или полчаса, но это должно быть только ваше время. Без детей и мужа. Вам определенно требуется отдых. Вы измотаны эмоционально.
Ольга вышла из кабинета в сомнениях. Как найти время там, где его нет? Как убедить мужа, что теперь он на хозяйстве, а она пошла на танцы? Или в бассейн? Ольга даже рассмеялась, представляя, как сообщает Саше «сегодня ужин готовишь ты, а у меня урок рисования акварелью». Ужин! Перед глазами поплыли гамбургеры и кока-кола, которые папаня может купить детям, лишь бы не варить макароны с сосисками, не говоря уже о блюдах посложнее. Или к свекрови поедет. Свалить внучек на пожилую маму — у него не заржавеет.
При мыслях о муже в душе Ольги снова все стало серым. Это в мыслях легко сказать и сделать, а в реальности все намного сложнее. Он привык жить без дополнительных обязанностей. Все ее попытки найти помощь у него провалились. Она не один год просила его повесить новый светильник в комнате в замен старого, чтобы читать перед сном, а в результате через два года сама и купила, и прикрутила. Может не ходить больше к психологу?
*
На пороге у психолога Ольга появилась через полгода. Она была совершенно другая. Радостная, цветущая и в этот раз Ольга села не на диван или в кресло, а забралась в подвесное креслице и со счастливым смехом слегка оттолкнулась от пола.
— Вы знаете, я себе такое же на балконе повесила в новой квартирке. Практически первым делом и купила его. Так оно мне в душу запало! — улыбалась Ольга.
— Я вижу, что у вас все хорошо, — ответила с улыбкой психолог, — Я очень за вас рада. Когда люди внезапно перестают приходить на оплаченные сеансы, то я всегда подозреваю не самое хорошее, но вы исключение.
— Ой, простите за это. Знаете, я же хотела прийти и объяснить все. Лично. И вашему секретарю напрасно звонила и переносила встречи. Я помнила про два оставшихся приема, но тогда жизнь закрутила, — оправдалась Ольга, — И я же применила ваш совет! Нашла себе увлечение, правда не сразу получилось.
Дальше Ольга рассказывала, как она искала дело по душе и боролась с «не умею» и «не могу» у своего мужа. Дочки быстро взялись за помощь маме, а он предпочитал бревном лежать на диване. Он отработал и уже позанимался на тренировках. Домой он приходит отдыхать. А жена?.. Ну, такова ее женская доля.
Ольга же не опустила руки и не вернулась к привычному образу жизни. Она давала несложные задания для дочек и по совету психолога хвалила их, даже когда получалось все совсем не так. Но после рисования красками Ольга приходила домой полная энергии, что ей не сложно было помочь дочкам с их делами.
— А с мужем я развелась, — весело сообщила Ольга, заметив легкое смятение психолога, — Понимаете, я уличила его в очередной измене, — хихикнула женщина, — Но это для меня был только предлог, чтоб подать на развод. Я поняла, что в своей жизни я со всем справляюсь сама. Меня этому муж научил. Я вот его не смогла научить мне помогать, а он со своей задачей справился. Молодец! — похвалила Ольга своего теперь уже бывшего мужа, — Работа у меня есть, дочки меня поддерживают и помогают. Не боятся брать на себя новые обязательства. А муж у нас дома не был ни папой, ни мужем. Как сосед по комуналке. Тащить мне это «бревно» надоело. Я поняла, что уставала именно от него. От борьбы с его «не могу» и «хочу». У меня теперь хватает времени и на себя и на детей. Спасибо за совет. Вы мне очень помогли!
Ольга поднялась с кресла, словно выпорхнула, легко и непринужденно. Она слегка танцующей походкой направилась к дверям.
— Еще один момент, — психолог поднялась со своего места, — У вас есть проплаченный сеанс. Вам вернут деньги.
— Не надо, — Ольга с улыбкой обернулась, — Лучше подарите его тому, кто нуждается, чтобы он ожил и смог уделить время себе .