Источник: Журнал "Война и Отечество", спецвыпуск "Неизвестный СССР" №1 (1) 2020.
Начало эпопеи
С чего же всё началось? 16 сентября 1981 года из эстонского порта Палдиски в обычное учебное плавание под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Гущина вышла субмарина С-363 (бортовой №137) из состава 157-й бригады подводных лодок дважды Краснознаменного Балтийского флота. С-363 была модификацией того самого проекта 613, который за свою вездесущность и способность доставить немало проблем получил в классификации НАТО кодовое имя «Виски». Неудивительно, что голова у горемычных шведов после встречи с незваным гостем болела почище, чем от возлияний забористой ячменной самогонкой.Первый этап похода прошёл гладко, и после планового ремонта 18 октября С-363 развернулась из Свиноуйсьце «носом к дому». С этого момента и начались приключения. Практически сразу после выхода в море, в 18:10, субмарина попала в трал безвестного польского сейнера. После всплытия выяснилось, что рамка- антенна бортового радиопеленгатора «РПН-47-03» погнута. Может, опытная команда и сумела бы выкрутиться из ситуации, но командир, как выяснилось, опыта самостоятельного плавания на боевой службе не имел.Невероятным стечением обстоятельств на борту захудалой 613-й невесть откуда взялась навигационная система «ПИРС-1 М» — приёмоиндикатор международной системы МАМС, работающий с сигналами западных систем, вроде разбросанного по всему балтийскому побережью натовского ЛОРАНа. Всё бы ничего, но оборудование такого класса предназначалось для атомоходов, а уж никак не для престарелых дизелюх. Тем не менее бравый штурман Анатолий Коростов решил использовать его, положившись на извечный авось. За две недели плавания по изученной вдоль и поперёк акватории подлодка сбилась с пути на неслыханные 57 миль (это примерно 105 км). Как выяснилось, Коростов попросту не умел пользоваться «ПИРСОМ». Можно было бы простить незнание специфического оборудования, но помимо него в распоряжении штурмана была шведская «Декка», неточный, но живой эхолот, секстант и дедушкин метод навигации по звездам, в конце концов. Но ничему этому он оказался не обучен. Штурману, вооружённому одной только лихостью и непрофессионализмом, удалось совершить невозможное: вплотную подобраться незамеченным к яро охраняемой шведской военной базе. В ночь с 27 на 28 октября экипаж, уверенный, что вокруг открытое море, поднял лодку и повёл её на скорости 7,2 узла, подзаряжая аккумуляторы через дизели, как неожиданно посреди моря выросла мель. Лодку подняло носом и положило с креном 15° на левый борт. До утра были перепробованы все мыслимые и немыслимые способы освободиться, но тщетно — посудина застряла намертво. В таком положении многострадальный борт №137 и нашли перепуганные шведские рыбаки.
Утром 28 октября 1981 года простые шведские рыбаки Бертиль Стрюкман и Ингвар Свенсон неторопливо проверяли расставленные накануне сети на своей видавшей виды моторке. Проплывая мимо острова Турумшёр, один из них заметил, что остров вдруг стал длиннее. Утро тогда выдалось туманное, дальше ста метров ничего не разобрать. Лишь подойдя поближе, они поняли, что перед ними не чудо природы, а самая настоящая подводная лодка! Да не какая-нибудь, а советская, судя по непонятному флагу. Один из рыбаков опрометью бросился домой и тут же позвонил в комендатуру местной военно-морской базы. Ею оказалась Карлскруна — крупнейшая база ВМС Швеции. Чересчур бдительному рыбаку посоветовали взять себя в руки (читай, «проспаться») и не беспокоить занятых людей по пустякам. Но уверенный в своей звенящей трезвости господин Бертиль не отступился, после чего из Карлскруны к месту предполагаемого военного вторжения, всё же направился небольшой отряд, возглавляемый лично начальником штаба каперангом Карлом Андерсоном. Каково же было их удивление, когда перед ними во плоти предстала субмарина под краснозвёздным с вооружёнными Калашниковыми хмурыми офицерами на борту, напряжённо разглядывающими окрестности в бинокль.
Коротко осведомившись у незваных гостей, чьих они будут и как здесь очутились, каперанг Андерсон, быстро ощутивший всю боль краха репутации шведского флота, не придумал ничего лучше, как предложить советским морякам... подтолкнуть их. Пригнать буксир, оттащить заплутавшую посудину подальше от берега и обоюдно сделать вид, что ничего не произошло. Советский капитан решительно отказался. Как позже выяснилось, очень и очень зря — снимать подлодку со скал всё равно пришлось шведским спасателям, но произошло это только через неделю, и выложить пришлось изрядную сумму (СССР за операцию по спасению лодки заплатил Швеции 5 млн. шведских крон, что по курсу 1981 года превышало сумму в 1 млн. долларов США). Официально отказ аргументировался тем, что по Уставу суда ВМФ СССР подчиняются только законам СССР и ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля. На самом же деле никто из экипажа просто не знал юридических тонкостей оформления предложенной шведами помощи, а главное, кому потом выставят счёт за услуги. С этого момента глупая навигационная ошибка переросла в международный скандал.
Как шведы воевать собирались
Швеция тогда соблюдала нейтралитет, но на всякий случай держала наготове флот кораблей и самолётов. Вдоль всей береговой линии были выстроены кордоны и станции радиоразведки. И что в итоге? Вся эта бдительность превратилась в пшик, а единственного человека, распознавшего всамделишную вражескую субмарину, осмеяли, как горячечного пьяницу.Не заметила советскую подлодку ни радиоразведка, ни морские патрули. Даже грохочущие на всю округу дизели шедшей поверху подлодки не услышала ни единая душа.Возможно, дело можно было бы решить тихо, но рыбак Ингвар Свенсон позвонил в редакцию местной газеты "Kvällsposten" и рассказал им о случившимся. Журналист Пер Улаф Гуннарссон быстро написал материал и экстренный номер газеты вышел с этой сенсационной новостью о русской лодке. В 12:40 материал передали по шведскому радио в духе "РУССКИЕ ИДУТ!!!" В Швеции происшествие расценили как самое возмутительное нарушение границ за послевоенное время. Присутствие боевой (на ней ведь не написано, что она учебная и что из вооружения на ней только автоматы да перископ для психологической атаки) советской субмарины в возмутительной близости от главной шведской военно-морской базы, да ещё и во время визита американской делегации — баснословный провал! Большинство гражданских политиков и военных были едины: идти на обострение ситуации, тем более, что заграница в лице США намекала на помощь. Подводную лодку следовало осмотреть, шпионское оборудование изъять, экипаж интернировать, командира допросить и судить за шпионаж! Робкие возражения "голубей мира", призывавших не рубить с плеча, поскольку Москва хранит какое-то подозрительное молчание, в расчет не брались. Советская подводная лодка без разрешения проникла в запретную зону, и точка! Пока пресса упражнялась в остроумии, военное командование лихорадочно пыталось придумать, как поступить. Масла в огонь подливали и американцы, услужливо предлагавшие Швеции всестороннюю помощь в случае начала боевых действий против СССР. 31 октября под началом генерала Данквардта береговая артиллерия Карлскруны произвела несколько холостых залпов, после чего на Турумшёр высадилась группа захвата из 50 морпехов с миномётами и противотанковыми орудиями.
31 октября под началом генерала Данквардта береговая артиллерия Карлскруны произвела несколько холостых залпов, после чего на Турумшёр высадилась группа захвата из 50 морпехов с миномётами и противотанковыми орудиями. Параллельно заградитель MUL-13 Kalmarsund минировал фарватер, на случай, если советский флот бросится отбивать своих. Круглые сутки из громкоговорителей доносились требования немедленно покинуть субмарину.
К чести экипажа застрявшей в деликатном положении боевой единицы: в многодневном ожидании решения штаба Балтийского флота им удалось сохранить самообладание. Замполит Василий Беседин сделал всё возможное, чтобы сохранить жизнь на борту в штатном русле. К счастью, моральным давлением дело и ограничилось. После продолжительных советско-шведских переговоров на уровне министров обороны к вечеру 5 ноября шведская морская инспекция выдала справку, что считает допустимым выпустить С-363 в море. «Депортацию» должны были осуществлять шведские буксировщики. Утром следующего дня буксир «Ахилл» снял страдалицу с мели и препроводил до нейтральных вод, где на горизонте уже маячили грозные силуэты советских военных кораблей и ещё более грозная тень предстоящего трибунала.
Конец истории
В итоге Гущин был переквалифицирован из капитана подводной лодки в завскладом береговой части, начштаба бригады Аврукевича уволили с флота, а виртуоз-штурман отделался лёгким испугом. С флотом попрощался и начштаба базы Карлскруна Андерсон — эпизод с внезапно подкравшейся советской подлодкой шведское командование ему не простило.
С подачи лёгких на клеймо острословов, после «навигационного происшествия» С-363 стала именоваться не иначе как «Шведский Комсомолец» по аналогии с прочими «Комсомольцами», или, по версии западной прессы, «Whisky on the Rocks» в честь традиции употребления виски со льдом (игра слов, букв, «с камнями»).
Одиссея «Шведского Комсомольца» — наглядная демонстрация того, во что может вылиться одна маленькая случайность, сдобренная одной большой глупостью.
Уважаемы читатели - канал новый, поэтому просьба поддержать нас. Если публикация понравилась - ставьте пожалуйста отметку "нравится", пишите комментарии, делайте замечания, критику и т.д. Не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новые публикации на интересные темы. Спасибо!