Найти тему
Поживем - увидим

"Русские идут" или о том, как советская подлодка по ошибке в Швецию попала

Оглавление

Источник: Журнал "Война и Отечество", спецвыпуск "Неизвестный СССР" №1 (1) 2020.

Начало эпопеи

С чего же всё началось? 16 сен­тября 1981 года из эстонского порта Палдиски в обычное учебное плавание под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Гущина вышла субмарина С-363 (бортовой №137) из состава 157-й бригады под­водных лодок дважды Краснознаменного Балтийского флота. С-363 была модификацией того самого проекта 613, который за свою вездесущ­ность и способность доставить немало проблем получил в классификации НАТО кодовое имя «Виски». Неуди­вительно, что голова у горемыч­ных шведов после встречи с не­званым гостем болела почище, чем от возлияний забористой ячменной самогонкой.Первый этап похода прошёл гладко, и после планового ре­монта 18 октября С-363 развер­нулась из Свиноуйсьце «носом к дому». С этого момента и начались приключения. Практически сразу после выхода в море, в 18:10, субмарина попала в трал безвестного поль­ского сейнера. После всплытия выяснилось, что рамка- антенна бортового радиопеленгатора «РПН-47-03» погнута. Может, опытная команда и сумела бы выкру­титься из ситуации, но командир, как выяснилось, опыта самостоятельного плавания на боевой службе не имел.Невероятным стечением обстоятельств на борту захудалой 613-й невесть откуда взялась навигацион­ная система «ПИРС-1 М» — приёмоиндикатор международной системы МАМС, работающий с сигналами западных систем, вроде разбросанного по всему балтийскому побережью натовского ЛОРАНа. Всё бы ничего, но оборудование такого класса предназначалось для атомоходов, а уж никак не для престарелых дизелюх. Тем не менее бравый штурман Анатолий Коростов решил использовать его, положившись на извечный авось. За две недели плавания по изученной вдоль и поперёк акватории подлодка сбилась с пути на неслыханные 57 миль (это примерно 105 км). Как выясни­лось, Коростов попросту не умел пользоваться «ПИРСОМ». Можно было бы простить незнание специфического оборудования, но помимо него в рас­поряжении штурма­на была шведская «Декка», неточный, но живой эхолот, секстант и дедушкин метод навигации по звездам, в конце концов. Но ничему этому он оказался не обучен. Штурману, вооружённому одной только лихостью и непрофессионализмом, удалось совершить невозможное: вплотную подобраться незамеченным к яро охраняемой шведской военной базе. В ночь с 27 на 28 октября экипаж, уверенный, что вокруг открытое море, под­нял лодку и повёл её на скорости 7,2 узла, подзаряжая аккумулято­ры через дизели, как неожидан­но посреди моря выросла мель. Лодку подняло носом и положило с креном 15° на левый борт. До утра были перепробованы все мыслимые и немыслимые способы освободиться, но тщетно — посудина застряла намертво. В таком положении многострадальный борт №137 и нашли перепуганные шведские рыбаки.

-2

Утром 28 октября 1981 года простые шведские рыбаки Бертиль Стрюкман и Ингвар Свенсон неторопливо проверяли расставленные нака­нуне сети на своей видавшей виды моторке. Проплы­вая мимо острова Турумшёр, один из них заметил, что остров вдруг стал длиннее. Утро тогда выдалось туманное, дальше ста метров ничего не разобрать. Лишь по­дойдя поближе, они поняли, что перед ними не чудо природы, а самая настоящая подводная лодка! Да не какая-нибудь, а советская, судя по непонятному флагу. Один из рыбаков опрометью бросился домой и тут же позвонил в комендатуру местной военно-морской базы. Ею оказалась Карлскруна — крупнейшая база ВМС Швеции. Чересчур бдительному рыбаку посоветовали взять себя в руки (читай, «проспаться») и не беспокоить занятых людей по пустякам. Но уверен­ный в своей звенящей трезвости господин Бертиль не отступился, после чего из Карлскруны к месту пред­полагаемого военного вторжения, всё же направился небольшой отряд, возглавляемый лично начальником штаба каперангом Карлом Андерсоном. Каково же было их удивление, когда перед ними во плоти предстала субмарина под краснозвёздным с вооружёнными Калашниковыми хмурыми офицерами на борту, напря­жённо разглядывающими окрестности в бинокль.

          Фото с  сервиса Яндекс-картинки
Фото с сервиса Яндекс-картинки

Коротко осведомившись у незваных го­стей, чьих они будут и как здесь очутились, каперанг Андерсон, быстро ощутивший всю боль краха репутации шведского фло­та, не придумал ничего лучше, как предло­жить советским морякам... подтолкнуть их. Пригнать буксир, оттащить заплутавшую посудину подальше от берега и обоюдно сделать вид, что ничего не произошло. Советский капитан реши­тельно отказался. Как позже выяснилось, очень и очень зря — снимать подлодку со скал всё равно пришлось шведским спасателям, но произошло это только через неделю, и выложить пришлось изрядную сумму (СССР за операцию по спасению лодки заплатил Швеции 5 млн. шведских крон, что по курсу 1981 года превышало сумму в 1 млн. долларов США). Официально отказ аргументировался тем, что по Уставу суда ВМФ СССР подчиняются только законам СССР и ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного ко­рабля. На самом же деле никто из экипажа просто не знал юридических тонкостей оформления предложенной шведами помощи, а главное, кому потом выставят счёт за услуги. С этого момента глупая навигационная ошибка переросла в международный скандал.

Как шведы воевать собирались

Швеция тогда соблюдала нейтрали­тет, но на всякий случай держала наготове флот кораблей и само­лётов. Вдоль всей береговой линии были выстроены кордо­ны и станции радиоразведки. И что в итоге? Вся эта бдитель­ность превратилась в пшик, а единственного человека, распознавшего всамделишную вражескую субмарину, осмеяли, как горячечного пьяницу.Не заметила советскую подлодку ни радиоразведка, ни морские патру­ли. Даже грохочущие на всю округу дизели шедшей поверху подлодки не услышала ни единая душа.Возможно, дело можно было бы решить тихо, но рыбак Ингвар Свенсон позвонил в редакцию местной газеты "Kvällsposten" и рассказал им о случившимся. Журналист Пер Улаф Гуннарссон быстро написал материал и экстренный номер газеты вышел с этой сенсационной новостью о русской лодке. В 12:40 материал передали по шведскому радио в духе "РУССКИЕ ИДУТ!!!" В Швеции происшествие расценили как самое возмутительное нарушение границ за послевоенное время. Присутствие боевой (на ней ведь не написано, что она учебная и что из вооружения на ней только автоматы да перископ для психологической атаки) советской субмарины в возмутительной близости от главной шведской военно-морской базы, да ещё и во время визита американской делегации — баснословный провал! Большинство гражданских политиков и военных были едины: идти на обострение ситуации, тем более, что заграница в лице США намекала на помощь. Подводную лодку следовало осмотреть, шпионское оборудование изъять, экипаж интернировать, командира допросить и судить за шпионаж! Робкие возражения "голубей мира", призывавших не рубить с плеча, поскольку Москва хранит какое-то подозрительное молчание, в расчет не брались. Советская подводная лодка без разрешения проникла в запретную зону, и точка! Пока пресса упражнялась в остроу­мии, военное командование лихорадочно пыталось придумать, как поступить. Масла в огонь подливали и американцы, услужливо предлагавшие Швеции все­стороннюю помощь в случае начала боевых действий против СССР. 31 октября под началом генерала Данквардта береговая артиллерия Карлскруны произвела несколько холостых залпов, после чего на Турумшёр высадилась группа захвата из 50 морпехов с миномётами и противотанковыми орудиями.

                                                              Шведская  группа захвата
Шведская группа захвата

31 октября под началом генерала Данквардта береговая артиллерия Карлскруны произвела несколько хо­лостых залпов, после чего на Турумшёр высадилась группа захвата из 50 морпехов с миномётами и противотанковыми орудиями. Параллельно заградитель MUL-13 Kalmarsund миниро­вал фарватер, на случай, если советский флот бросит­ся отбивать своих. Круглые сутки из громкоговори­телей доносились требования немедленно покинуть субмарину.

К чести экипажа застрявшей в деликатном поло­жении боевой единицы: в многодневном ожидании решения штаба Балтийского флота им удалось сохранить самообладание. Замполит Василий Беседин сделал всё возможное, чтобы сохранить жизнь на борту в штатном русле. К счастью, моральным давлением дело и ограничилось. После продолжи­тельных советско-шведских переговоров на уровне министров обороны к вечеру 5 ноября шведская морская инспекция выдала справку, что считает допустимым выпустить С-363 в море. «Депортацию» должны были осуществлять шведские буксиров­щики. Утром следующего дня буксир «Ахилл» снял страдалицу с мели и препроводил до нейтральных вод, где на горизонте уже маячили грозные силуэты советских военных кораблей и ещё более грозная тень предстоящего трибунала.

Конец истории

В итоге Гущин был переквалифицирован из капи­тана подводной лодки в завскладом береговой ча­сти, начштаба бригады Аврукевича уволили с флота, а виртуоз-штурман отделался лёгким испугом. С флотом попрощался и начштаба базы Карлскруна Андерсон — эпизод с внезапно подкравшейся со­ветской подлодкой шведское командование ему не простило.

С подачи лёгких на клеймо острословов, по­сле «навигационного происшествия» С-363 стала именоваться не иначе как «Шведский Комсомолец» по аналогии с прочими «Комсомольцами», или, по версии западной прессы, «Whisky on the Rocks» в честь тради­ции употребления виски со льдом (игра слов, букв, «с камнями»).

Одиссея «Шведского Комсомольца» — наглядная демонстрация того, во что может вылиться одна маленькая случайность, сдобренная одной большой глупостью.

Уважаемы читатели - канал новый, поэтому просьба поддержать нас. Если публикация понравилась - ставьте пожалуйста отметку "нравится", пишите комментарии, делайте замечания, критику и т.д. Не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новые публикации на интересные темы. Спасибо!